Агиография (от греческого «описание святых») — это отрасль церковной литературы, которая содержит описание жизни святых.
В агиографических сказаниях использовались различные жанры, такие как жития святых, мартирии, рассказы о гонениях и пытках мучеников, путешествия, чудеса, видения и рассказы о чудотворных иконах. Жития и мартирии делились на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, в то время как вторые содержали похвальные слова в его честь.
С развитием жанра житий был разработан определенный канон повествования. Житийный канон состоит из предисловия и краткого послесловия агиографа, которые обрамляют собственно повествование. Оно включает похвалу родине и родителям святого, чудесное предвещение его рождения, проявление святости в детстве и юности, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, кончину и посмертные чудеса.
Агиографические произведения являются словесными образами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божьей. Однако агиографический канон сформировался только в X—XII вв.еках, поэтому ранние жития имели большее формальное разнообразие.
С самых первых дней своего существования Христианская Церковь внимательно собирала информацию о жизни и подвигах своих членов. Для повествования о мучениках использовались архивы римских правительственных чиновников и судей, где содержались описания допросов и приговоров подсудимых. Это привело к определенной однообразности формы изложения, которая впоследствии закрепилась в каноне. Уже папа Римский Климент установил точную запись сказаний о мучениках.
Одним из древнейших сборников Житий святых на Востоке является «Сказание о семидесяти апостолах» епископа Дорофея из Тира (IV век). Затем последовали «Жития честных монахов» патриарха Тимофея Александрийского (IV век) и сборник Федора Киррского (V век). Иоанн Мосх составил «Лимонарь» (или «Цветник»), который также содержит агиографические сказания.
Жития святых можно найти как в сборниках смешанного содержания (прологи, синаксари, минеи, патерики), так и в календарях, месяцесловах и святцах. Прологом называется книга, содержащая описание житий святых и указания относительно празднований в их честь. У греков эти сборники назывались синаксариями. Самый древний из них — рукописный Синаксарь из собрания епископа Порфирия Успенского, затем следует Синаксарь императора Василия (X век). Русские прологи представляют собой переработки этого Синаксаря. С появлением христианства на Руси появились минеи — первые сборники житий святых.
Затем появились патерики, сначала переводные, такие как синайский («Лимонарь»), азбучный, скитский, египетский, а затем по их образцу был составлен первый русский «Патерик Киево-Печерский». Календари начали составляться уже в I веке христианства, а в IV веке они стали настолько полными, что содержали имена святых на каждый день года.
Месяцесловы являются более поздним явлением. Они обычно прилагаются к богослужебному Евангелию или Апостолу. Самый древний из них прилагается к Остромирову Евангелию (XII век). Святцы — это разновидность календарей, но их содержание более подробное, и они существуют отдельно. Самые древние русские агиографические сказания — Жития святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, составленные преподобным Нестором в XII веке. В XV веке митрополит Киприан известен как составитель агиографических сборников, включая Жития святителя Петра Московского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Никона, святого Кирилла Белозерского, святых Новгородских архиепископов Моисея и Иоанна, а также Слово о перенесении мощей святого Петра. XVI век стал периодом расцвета русской агиографии. При непосредственном участии митрополита Макария Московского были составлены «Великие Минеи-Четьи», в которые были включены все известные жития русских святых. Первое издание Житий святых Димитрия Ростовского было выпущено в 1711—1718 годах.