Энциклопедия

Обожение

Обожение#nbsp;— это процесс, который осуществляется в#nbsp;рамках Церкви и#nbsp;направлен на#nbsp;уподобление верующего Богу и#nbsp;единение с#nbsp;Ним.

По#nbsp;учению Отцов Церкви, обожение является целью человеческой жизни и#nbsp;тесно связано с#nbsp;человеческим спасением. Согласно святому Дионисию Ареопагиту, спасение может быть достигнуто только через обожение.

Возможность обожения открылась благодаря Боговоплощению. Об#nbsp;этом свидетельствуют единогласно Отцы Церкви. Святой Ириней Лионский говорит: «Сын Божий стал сыном человеческим, чтобы человек стал сыном Божиим». Святой Афанасий Великий говорит: «Он#nbsp;воплотился, чтобы мы#nbsp;обожились». Святой Максим Исповедник учит, что «твердое и#nbsp;верное основание для надежды на#nbsp;обожение для человеческой природы заключается в#nbsp;Боговоплощении». Согласно общей формуле Отцов, Бог стал человеком, чтобы человек через Него стал богом. Боговоплощение Сына Божьего Иисуса Христа делает человека богом в#nbsp;той мере, в#nbsp;которой Сам Бог стал человеком.

Обожение недостижимо человеческими усилиями. Это дар от#nbsp;Бога, «желающего спасения и#nbsp;стремящегося к#nbsp;обожению людей» (святой Максим Исповедник). Обожение#nbsp;— это дар божественной благодати, который не#nbsp;является результатом естественного развития. Как говорит святой Марк Эфесский, «этот дар не#nbsp;может быть тварным, иначе не#nbsp;было#nbsp;бы нужды в#nbsp;возрождении и#nbsp;других таинствах, в#nbsp;которых действует божественная благодать».

Обожение осуществляется благодатью Святого Духа во#nbsp;Христе. Воплотившийся Господь через благодатные таинства и#nbsp;дары соединяется и#nbsp;совоплощается с#nbsp;верными душами, «душа с#nbsp;душой, ипостась с#nbsp;ипостасью» (святой Макарий Великий). Через это объединение человек причащается к#nbsp;Божественной Жизни Святого Духа и#nbsp;становится «участником божественной природы» (2 Петра 1:4). Обоженный человек уподобляется Христу во#nbsp;всем и#nbsp;становится отражением Божественного Света. Через причастие божественной благодати он#nbsp;исполняет призыв апостола Павла: «В#nbsp;вас должны быть те#nbsp;же#nbsp;чувствования, что и#nbsp;во#nbsp;Христе Иисусе» (Филиппийцам 2:5).
О