Энциклопедия

Страстность

Страстность#nbsp;— одно из#nbsp;тяжелых следствий первородного греха, поразившее человеческую природу после грехопадения прародителей в#nbsp;раю. Наряду с#nbsp;тленностью, смертностью и#nbsp;удобопреклонностью ко#nbsp;злу, страстность является неотъемлемой частью падшего естества человека в#nbsp;нынешнем его состоянии.

В#nbsp;православном учении различают два вида страстей#nbsp;— безукоризненные (естественные) и#nbsp;укоризненные (противоестественные). К#nbsp;безукоризненным относятся страсти, связанные с#nbsp;тленностью и#nbsp;смертностью плоти, например, голод, жажда, болезни. Они сами по#nbsp;себе не#nbsp;являются грехом, но#nbsp;могут повлечь за#nbsp;собой греховные действия.

Так, естественное чувство голода может привести к#nbsp;нарушению поста или чревоугодию, если человек не#nbsp;сумеет обуздать эту страсть. Именно поэтому важно не#nbsp;только воздерживаться от#nbsp;греха, но#nbsp;и#nbsp;бороться с#nbsp;самим корнем греха#nbsp;— укоризненными, противоестественными страстями.

Укоризненные страсти#nbsp;— это стойкое, болезненное стремление человека к#nbsp;тому или иному виду греха, утвердившийся греховный навык. Это могут быть страсти сребролюбия, гордыни, чревоугодия, блуда, гнева, печали и#nbsp;др. Они являются следствием произвольного отступления от#nbsp;заповедей Божиих и#nbsp;уклонения на#nbsp;путь греха.

По#nbsp;учению святых отцов, для духовного возрастания и#nbsp;обожения необходимо не#nbsp;только сдерживать проявления страстей, но#nbsp;изживать, искоренять сами страстные наклонности и#nbsp;привычки. Это требует постоянного духовного делания#nbsp;— поста, молитвы, покаяния, чтения душеполезных книг под руководством духовника. Лишь таким образом человек может обрести здравие души и#nbsp;сподобиться благодати Божией.
С