Судьи израильские были вождями и военными предводителями, возглавлявшими отдельные колена Израиля в период после завоевания Ханаанской земли (XII-XI века до Р.Х.). Хотя их принято называть «судьями», более точным переводом древнееврейского слова «шофет» будет «вождь», «правитель» или «военачальник».
Всего в Библии упоминается 13 судей. Первым из них был Гофониил, затем Аод, Самегар, Девора и Варак, Гедеон, Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Елон, Авдон и, наконец, Самсон — один из наиболее известных судей. Судьи, как правило, не были единоличными правителями всего израильского народа, а возглавляли лишь одно или два колена.
Эпоха Судей характеризовалась цикличными периодами отступничества израильтян от веры в Единого Бога, идолопоклонством и безнравственностью. За это Господь наказывал Свой народ, попуская иноземных захватчиков и угнетателей. Лишь после искреннего покаяния Он являл милость и посылал судью-освободителя для избавления израильтян от порабощения.
Библейские книги Судей Израилевых, Руфь, 1 Царств повествуют об этом важном периоде истории богоизбранного народа. Он ознаменовался окончательным закреплением евреев на Ханаанской земле, данной им по обетованию, и подготовкой к образованию единого Израильского царства при царе Сауле и Давиде.
Эпоха Судей отличалась отсутствием централизованной власти и царского правления. Судьи были харизматическими лидерами, Божьими посланниками для решения насущных проблем своего времени. Господь призывал их для освобождения Израиля от чужеземного ига, отведения опасности нападений, восстановления порядка и законности.
Деятельность судей была направлена не только на политическое и военное руководство, но и на духовное окормление народа. Они боролись с язычеством и идолопоклонством, обличали грехи и призывали к покаянию, возрождали веру отцов. Библейские книги этого периода учат, что только неуклонное следование заветам Божиим может принести благоденствие и процветание.