Энциклопедия

Апофати́ческое богословие

Апофатическое богословие, происходящее от греческого слова «апофасис» (отказ, отрицание), является формой богословского подхода, в котором говорится о Боге Самом в Себе и о Его проявлениях в мире через отрицательные термины и выражения. В апофатическом богословии Бог описывается как невидимый, неопределимый, неограниченный пространством, временем и т. д.

Апофатическое богословие имеет не только теоретическое значение для понимания Бога, но также является важной составляющей православной молитвенно-созерцательной аскетической практики. Оно требует от практикующего максимального отрешения не только от мирских и суетных вещей, но и от субъективных образных представлений о Боге.

Апофатическое богословие является одним из двух путей православного богословия. В дополнение к «пути отрицаний», характеризующемуся отказом от тварных свойств, этот путь дополняется «путем утверждений» или катафатическим богословием, которое приписывает Богу все мыслимые совершенства.

В традиционном православном богословии апофатическое богословие рассматривается как часть учения о «Боге в Самом Себе», в то время как катафатическое богословие связано с «икономией», которая занимается вопросами Божественного действия и откровения. Антиномия между катафатическим и апофатическим богословием, по мнению святого Григория Паламы, имеет свое основание в самом Боге. Она раскрывает таинственное различие между непознаваемой и неименуемой сущностью Бога и Его доступными для познания и описания действиями, которые называются Божественными энергиями.
А