Энциклопедия

Казни египетские

Казни египетские, также известные как десять Божьих казней, были серией наказаний, которые постигли Египет в#nbsp;результате отказа фараона отпустить народ Израиля из#nbsp;плена. Эти события описаны в#nbsp;книге Исход Ветхого Завета (Исх.7−12).

В#nbsp;то#nbsp;время религией Египта был политеизм#nbsp;— вера во#nbsp;множество богов. Египетский пантеон включал в#nbsp;себя множество божеств различной значимости. В#nbsp;каждом городе были свои, особо почитаемые культы. Божествами также считались явления природы, такие как солнце, звезды, ветер и#nbsp;стихийные бедствия. Животные, птицы, рептилии и#nbsp;насекомые также становились объектами поклонения.

Кроме того, древние египтяне смешивали человеческое и#nbsp;животное начало в#nbsp;своих верованиях. Например, богиня Сахмет, целительница болезней, изображалась как женщина с#nbsp;лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со#nbsp;сфинксами и#nbsp;приказывали запечатлеть это в#nbsp;камне. Часть изваяний сфинксов, находящихся в#nbsp;Каирском музее, свидетельствует об#nbsp;этом. Некоторые из#nbsp;них сохранились до#nbsp;наших дней.

Одну из#nbsp;ключевых ролей в#nbsp;религии Египта играл сам фараон, который выступал в#nbsp;качестве единственного «посредника» между людьми и#nbsp;богами. Фараон был верховным правителем и#nbsp;одновременно верховным жрецом.

По#nbsp;верованиям египтян, первым фараоном был бог Ра, за#nbsp;которым последовали другие боги. Позже на#nbsp;престоле появился бог Хор, сын Осириса и#nbsp;Исиды. Хор считался прародителем всех египетских фараонов, а#nbsp;сами фараоны были его земными воплощениями. Каждый реальный фараон считался потомком как Ра, так и#nbsp;Хора.

С#nbsp;самого рождения фараон почитался как верховный правитель и#nbsp;божество. Поэтому, когда Моисей обратился к#nbsp;фараону с#nbsp;просьбой отпустить народ Израиля, фараон отказался, говоря: «Кто такой Господь, чтобы я#nbsp;послушал его и#nbsp;отпустил Израиль? Я#nbsp;не#nbsp;знаю Господа и#nbsp;не#nbsp;отпущу Израиля» (Исх.5:2). В#nbsp;ответ на#nbsp;это, Господь сказал Моисею: «Я#nbsp;поставил тебя Богом для фараона, а#nbsp;Аарон будет твоим пророком» (Исх.7:1). Таким образом, у#nbsp;фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостоял одному из#nbsp;земных богов.

При описании десяти казней часто повторяется фраза: «И#nbsp;вы#nbsp;узнаете, что Я#nbsp;Господь, Бог ваш» (Исх.6:7; Исх.7:5; Исх.8:22; Исх.10:2; Исх.14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и#nbsp;египтянам, и#nbsp;израильтянам, что Он#nbsp;является истинным и#nbsp;всемогущим Богом. Поэтому даже фараону Господь сказал в#nbsp;ходе десяти казней: «Я#nbsp;сохранил тебя, чтобы показать на#nbsp;тебе Мою силу и#nbsp;чтобы возвещено было Мое имя по#nbsp;всей земле» (Исх.9:16).

Десять казней следовали одна за#nbsp;другой после каждого отказа фараона отпустить народ Израиля:

1. Превращение воды в#nbsp;кровь (Исх.7:20−21)
2. Нашествие жаб (Исх.8:6)
3. Нашествие комаров (Исх.8:17)
4. Наказание насекомыми (Исх.8:24)
5. Мор скота (Исх.9:6)
6. Язвы и#nbsp;нарывы (Исх.9:10)
7. Гром, молнии и#nbsp;огненный град (Исх.9:23−24)
8. Нашествие саранчи (Исх.10:13−15)
9. Тьма (Исх.10:22)
10. Смерть первенцев (Исх.12:29).

Некоторые толкователи указывают на#nbsp;то, что египетскими казнями были последовательно унижены и#nbsp;посрамлены египетские идолы, такие как Ра, Изида, Хапи, Амон и#nbsp;другие, которые оказались неспособными защитить области, влияние на#nbsp;которые им#nbsp;приписывали египтяне.

Общая продолжительность казней укладывается в#nbsp;период с#nbsp;июля одного года до#nbsp;марта следующего.

Все десять казней египетских нашли отражение в#nbsp;псалмах Псалом 78 и Псалом 105.
К