Смерть в христианском вероучении рассматривается как трагическое последствие грехопадения прародителей — утраты ими бессмертия и изгнания из рая. Это временное разлучение души и тела человека, после которого наступают дальнейшие важные события.
Телесная составляющая после смерти предается земле, тогда как бессмертная душа проходит через особое испытание — мытарства. На этих воздушных мытарствах душа подвергается искушениям бесовских сил, пытающихся воспрепятствовать ее дальнейшему восхождению к Богу на основании грехов, совершенных при жизни. Православная традиция учит, что помощниками души в этом трудном пути выступают ее добрые дела, молитвы Церкви и усопших.
После прохождения мытарств душа бывает определена по Божественному решению в соответствующее временное состояние — рай или ад в ожидании Страшного суда. Эти состояния также не являются окончательными и вечными для души. Как учит апостол Павел, по Второму Пришествию Христа «мертвые во Христе воскреснут первыми» (1 Фес 4:16), получив нетленные духовные тела.
Затем наступает Страшный Суд Христов, где все люди предстанут пред Богом и будет вынесен окончательный приговор об их вечной участи в зависимости от дел и образа жизни. Праведники наследуют вечную жизнь и нетленное Царство Небесное, грешники же будут осуждены на вечные муки в аду — полное отчуждение от Бога.
Таким образом, христианское учение рассматривает смерть как драматическое, но временное состояние разлучения души и тела, предваряющее дальнейшее восстание из мертвых и решение посмертной участи человека на Страшном Суде Христовом. После этого души обретут либо вечное блаженство у Господа, либо будут осуждены на вечные муки.