Энциклопедия

Типикон

Типикон#nbsp;— богослужный устав Православной Церкви. В#nbsp;Русской Православной Церкви действует Иерусалимский Устав, принятый в#nbsp;редакции 1695 года при патриархе Адриане. Иерусалимский Устав получил свое название по#nbsp;лавре святого Саввы Освященного, расположенной рядом с#nbsp;Иерусалимом. Святой Савва назвал свои записи «Образцом, преданием и#nbsp;законом». С#nbsp;течением времени в#nbsp;заглавиях рукописей появилось слово «типикон» без пояснений. Иерусалимский Устав лавры святого Саввы Освященного заменил Студийский Устав в#nbsp;России.

Типикон также является богослужебной книгой, которая содержит богослужебный устав, месяцеслов с#nbsp;Марковыми главами (соединяющими подвижный и#nbsp;неподвижный годовые богослужебные круги), правила о#nbsp;постах, правила монастырской жизни и#nbsp;указания о#nbsp;совершении храмовых праздников, трапезе и#nbsp;других аспектах церковной и#nbsp;монастырской жизни.

Важно отметить, что полное следование указаниям Типикона является предметом монашеского образа жизни, и#nbsp;не#nbsp;все миряне могут соответствовать этому идеалу в#nbsp;зависимости от#nbsp;возраста, семейного положения и#nbsp;других факторов. Типикон старается не#nbsp;только закрепить малейшие детали богослужения, устраняя всякую свободу исполнителей, но#nbsp;и#nbsp;представить высокий идеал богослужения, который вдохновляет стремление к#nbsp;его осуществлению. Весь закон Христа также является недостижимым в#nbsp;полной мере, но#nbsp;величие его возбуждает в#nbsp;человечестве стремление к#nbsp;его осуществлению и#nbsp;оживляет мир.
Понятие "Богослужебный Устав" относится к различным богослужебным кодексам, которые имеют свою историю и различия в содержании. В Русской Православной Церкви принят Иерусалимский Устав в редакции 1695 года, который заменил Студийский Устав. Эти Уставы формировались и развивались постепенно, отражая изменения в церковных богослужениях и обычаях.

Студийский Устав был широко использован в Византии и был привезен в Киев святым Феодосием Печерским в XI веке. Он долгое время преобладал на Руси до XIII века.

Иерусалимский Устав, который изначально использовался в Лавре святого Саввы, стал все более популярным со временем. Он прошел несколько изменений и на Руси существовали различные его формы.

В XV веке Иерусалимский Устав стал доминирующим на Руси, почти полностью заменив Студийский Устав.

Типикон

Слово «Типикон» может иметь различные значения в#nbsp;контексте богослужебной практики:

  • Типикон как книга, содержащая указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в#nbsp;Церквах византийской традиции. В#nbsp;Русской Православной Церкви используется «Иерусалимский типикон» или «Типикон Святого Саввы», который происходит из#nbsp;лавры близ Иерусалима. Греческие Церкви, сохраняя Савваитский типикон, служат по#nbsp;«Типикону Великой Христовой Церкви» Георгия Виолакиса.
  • Типикон как историческая традиция или живая практика богослужения в#nbsp;данной Церкви. Эта традиция может изменяться и#nbsp;развиваться в#nbsp;зависимости от#nbsp;пастырских и#nbsp;богословских причин, а#nbsp;также исторических событий.
  • Типикон как «обряд» или правило богослужения в#nbsp;целом в#nbsp;данной Церкви и#nbsp;в#nbsp;данное время. Понятие «обряда» выражает все особенности богослужения, которые отличают одну Церковь от#nbsp;другой. Например, существуют Византийский обряд, Александрийский обряд, Римский обряд и#nbsp;т.#nbsp;д.
Т