Энциклопедия

Цель воплощения

Целью воплощения Бога является благодатное восстановление (исцеление, уврачевание, обновление) человеческого естества, подвергшегося грехопадению.

Боговоплощением совершилась реализация определенных замыслов Бога о#nbsp;спасении человека (и#nbsp;мира) посредством воплотившегося Сына Божьего, в#nbsp;том числе связанных с#nbsp;преподанием Благовестия и#nbsp;искуплением человека через Его Крестные страдания и#nbsp;смерть, с#nbsp;Воскресением, прославлением человеческого естества, Вознесением на#nbsp;Небо, открытием Царства Небесного для людей, созданием Церкви и#nbsp;возглавлением этой Церкви.

Чтобы исцелить человечество от#nbsp;греха, нужно было, чтобы Всесвятое естество Бога соединилось с#nbsp;естеством человека. Такое соединение произошло в#nbsp;Богочеловеке Иисусе Христе. Приняв всю полноту человеческого естества, Бог стал в#nbsp;Нем единосущен нам по#nbsp;человеческому естеству, во#nbsp;всем подобен нам, кроме греха. Своей Крестной смертью и#nbsp;Воскресением Он#nbsp;упразднил власть греха над человеком и#nbsp;открыл человечеству путь к#nbsp;соединению с#nbsp;Собой. Он#nbsp;предоставил уверовавшим в#nbsp;Него людям дар обожения#nbsp;— возможность приобщения к#nbsp;нетленной Божественной благодати, исцеляющей, восстанавливающей и#nbsp;обновляющей человеческое естество. Это прекрасно выразили святые отцы:

«Бог воплотился, чтобы мы#nbsp;обожились» (Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник).
Для спасения людейло необходимо чтобы Сын Божий воплотился иинял полную человеческую природу, вая душу и#nbsp;тело. Таким образом, Боговоплощение стало началом процесса обожения целостного человеческого естества, которое было полностью принято Спасителем. Этот принцип имеет важное значение в#nbsp;сотериологии Православия и#nbsp;был сформулирован святым Григорием Великим в#nbsp;противостоянии Аполлинарию Лаодикийскому: «Не#nbsp;воспринятое#nbsp;— не#nbsp;уврачевано».

Целью принятия человеческой природы является ее#nbsp;исцеление и#nbsp;преображение. Поэтому только то, что было принято в#nbsp;Боговоплощении, может быть исцелено и#nbsp;преображено. Если мы#nbsp;стремимся к#nbsp;полному спасению, которое охватывает тело, душу и#nbsp;ум, то#nbsp;мы#nbsp;должны признать, что человечество было полностью принято Спасителем.

Таким образом, через Боговоплощение Бог не#nbsp;только спасает нас, но#nbsp;и#nbsp;восстанавливает и#nbsp;преображает наше человеческое естество во#nbsp;всей его полноте. Это позволяет нам иметь надежду на#nbsp;исцеление и#nbsp;преображение не#nbsp;только духовной, но#nbsp;и#nbsp;физической стороны нашего бытия.
Ц