Энциклопедия

Ага́па

Агапа (греч ἀγάπη; агапе, агапа)#nbsp;— это греческое слово, которое означает любовь, которая является главной христианской добродетелью. Также это слово может использоваться как женское имя и#nbsp;как имя Бога в#nbsp;богословской литературе.

В#nbsp;литургической и#nbsp;исторической литературе термин «Агапа» относится к#nbsp;общей трапезе христиан первых веков, которая также называлась «вечерей любви». Это название встречается в#nbsp;Послании апостола Иуды и#nbsp;предполагается, что агапы возникли как подражание практике совместных трапез, которая была характерна для служения Иисуса Христа. Агапы также устраивались в#nbsp;память о#nbsp;Тайной Вечери, на#nbsp;которой Господь установил Таинство Евхаристии. В#nbsp;ранний период агапы часто включали Евхаристию, и#nbsp;термины «агапа» и#nbsp;«Евхаристия» использовались как синонимы.

В#nbsp;Новом Завете есть упоминания о#nbsp;трапезах первых христиан, во#nbsp;время которых совершалась Евхаристия. Апостол Павел также описывает агапу в#nbsp;своем Послании к#nbsp;Коринфянам. Однако после середины#nbsp;II века агапа и#nbsp;Евхаристия стали отделяться друг от#nbsp;друга. Главная причина этого была в#nbsp;появлении практики причащаться натощак и#nbsp;переноса совершения Евхаристии на#nbsp;утреннее время, в#nbsp;то#nbsp;время как агапу продолжали проводить вечером. Этот процесс происходил в#nbsp;разных местах в#nbsp;разное время. В#nbsp;конце II#nbsp;— начале III века термины «Евхаристия» и#nbsp;«Агапа» начали использоваться различными способами.

В#nbsp;этот период появился новый вид агап#nbsp;— поминальные трапезы в#nbsp;честь мучеников или усопших. Агапы также стали формой благотворительности, организуемой для бедных христиан. Участие в#nbsp;агапе требовало крещения, и#nbsp;только крещенные могли принимать участие. Оглашенные не#nbsp;участвовали, но#nbsp;им#nbsp;отправляли «хлеб заклинания». Важным условием было обязательное участие одного из#nbsp;клириков или епископа.

Однако уже в#nbsp;III веке возникли проблемы с#nbsp;поведением некоторых людей во#nbsp;время агап, таких как чрезмерное употребление пищи и#nbsp;алкоголя, крики и#nbsp;пустая болтовня. В#nbsp;результате этих злоупотреблений практика агап была осуждена отцами IV—V#nbsp;вв.еков. Восточные церкви постепенно перестали проводить агапы к#nbsp;концу#nbsp;IV века, а#nbsp;на#nbsp;Западе они были запрещены окончательно в#nbsp;VIII веке.

Считается, что агапы были заменены другими формами церковной благотворительности. Например, путешествующие из#nbsp;одной церкви в#nbsp;другую могли получить помощь и#nbsp;поддержку от#nbsp;христиан.
А