Разговение — это практика вкушения скоромной пищи после окончания поста. После длительного периода воздержания и воздушной пищи, разговение предоставляет возможность людям насладиться разнообразной и более обычной пищей.
Однако, важно помнить, что разговение должно быть разумным и сдержанным. Святитель Феофан Затворник предупреждает о том, что после поста может возникнуть соблазн излишнего питания, которое может нанести вред не только физическому здоровью, но и духовной жизни. Возможность наслаждаться пищей не должна приводить к чревоугодию и невоздержности.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о том, что строгие посты могут быть бесполезными, если за ними последует излишнее питание. После долгого времени поста, невоздержное разговление может отменить все духовные блага, которые были приобретены во время поста.
Святитель Феофан Затворник подчеркивает, что время поста является временем подготовки к подвигу, а разговение — это время самого подвига. После получения духовного обучения и подготовки, мы должны приступить к деятельности и показать свои силы и умения.
Однако, важно помнить, что разговение должно быть сдержанным и разумным. Мы не должны забывать о том, что после поста мы возобновляем в себе благодатные источники, которые были засорены грехами. Поэтому мы должны беречь эти источники от засорения небрежностью и невниманием.
Таким образом, если мы постимся только телесно, то пост заканчивается после дней воздержания. Но если мы воздерживаемся от грехов, то пост продолжается и приносит нам пользу. Важно всегда стремиться жить в духовном напряжении и поддерживать постоянное состояние духовной воздержанности.
Следует помнить слова святителя Тихона Задонского, который говорит о том, что если мы хотим, чтобы пост был полезен для нас, то мы должны поститься не только телесно, но и душевно, и поститься всегда.