Канонизация (от лат. canonizatio; от греч. κανών (канон)) представляет собой официальное признание Церковью праведника, одного из своих членов, святым, а также его причисление к лику святых. Важно отметить, что не все святые были канонизированы, и существуют множество святых, которые были неизвестны.
В более общем смысле, канонизация является прославлением свидетельства о реальности Боговоплощения и обожения человека.
Канонизация закрепляет актом высшей церковной власти реальный опыт молитвенной связи между членами Церкви и подвижником благочестия. Этот опыт включает услышанные молитвы, конкретную помощь и духовную связь, которую сотни или даже тысячи людей ощущают между собой и угодником Божиим. Когда эта связь становится несомненной для Церкви, происходит канонизация нового святого — подлинного раба Божия и помощника для всех верующих.
Список святых можно найти в месяцеслове каждой поместной Православной Церкви.
Основные критерии канонизации святых включают святость жизни, соответствие вере подвижника в рамках православного вероучения, почитание церковным народом, дар чудотворения при жизни и/или после смерти (как свидетельство Божественной благодати, действующей через подвижника), а также нетленность мощей. Дополнительным критерием является страдание за православную веру. Особый случай — это мученическая кончина за веру.
Процесс канонизации начинается с инициирования священнослужителями и мирянами. Затем дело передается епархиальной комиссии по канонизации святых. В Русской Православной Церкви материалы для канонизации рассматривает Синодальная комиссия по канонизации святых. Решение о канонизации принимает Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы. Патриарх может благословить почитание местночтимого святого, тогда как Архиерейский или Поместный Соборы могут утвердить общецерковное почитание.
Посмертная участь святого не зависит от канонизации. Канонизация лишь подтверждает святость и призывает верующих обращаться к святым в молитве и почитании.
Причисление к лику святых в Православной Церкви отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.
Нет установленного формального срока, который должен пройти после земной кончины подвижника для его канонизации.
Исторически причисление подвижников к лику святых определялось общиной и узаконивалось епископом. В более позднее время почитание святых и его распространение стало общецерковным и подтверждалось главой Поместной Церкви.
В Русской Православной Церкви причисление к лику святых осуществляли на местах епархиальные архиереи. Первые соборные решения о канонизации были приняты на церковных соборах 1547 и 1549 годов.
В настоящее время для местного почитания святого требуется разрешение патриарха, а для общецерковного признания святого — решение Архиерейского Собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщается главам всех остальных Церквей. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь.
Например, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.
С точки зрения канонических норм, деканонизация (прекращение почитания) некоторых святых невозможна. Однако, может быть признание канонизации ошибочной, если она была осуществлена органом или лицом, не имевшим на это права, или решение о канонизации было принято с нарушением канонической процедуры. В некоторых случаях возникают сомнения в правильности канонизации, и в таких случаях может быть приостановлено общецерковное почитание святого до проведения дальнейшего изучения.