Энциклопедия

Беснова́ние

Одержимость человека дьяволом (или лукавыми духами)#nbsp;— это состояние, когда человек подчинен господству дьявола. Это может проявляться как явно, так и#nbsp;скрыто, и#nbsp;приводить к#nbsp;отдалению от#nbsp;общения с#nbsp;Богом, придерживанию ложных учений и атеизму.

Беснование – необязательно буйство

Патриарх Кирилл. Патриаршее слово после Божественной литургии в#nbsp;Новоспасском монастыре 21#nbsp;августа 2011#nbsp;г.
Сегодня, в#nbsp;10‑ю неделю по#nbsp;Пятидесятнице, в#nbsp;дни Успенского поста, мы#nbsp;слышали евангельское повествование о#nbsp;том, как Господь исцелил бесноватого, который в#nbsp;новолуние бросался и#nbsp;в#nbsp;воду, и#nbsp;в#nbsp;огонь. Апостолы не#nbsp;могли совершить этого чуда, и#nbsp;отец несчастного пришел и#nbsp;стал просить милости у#nbsp;Спасителя, и#nbsp;Тот исцелил его. Когда апостолы спросили, почему#nbsp;же они не#nbsp;смогли сделать то, что сделал Господь, Он#nbsp;ответил: «род сей изгоняется только молитвой и#nbsp;постом». Эти слова мы#nbsp;все должны крепко хранить в#nbsp;своей памяти, пропустив через свое сознание и#nbsp;через свое сердце.
Нам кажется, что бесноватые, о#nbsp;которых так часто повествует Евангелие,#nbsp;— это буйнопомешанные люди, социально опасные, которые бросались в#nbsp;огонь, воду, разрывали цепи, которые могли напасть на#nbsp;человека. Да, действительно, были и#nbsp;такие бесноватые. Но#nbsp;беснование#nbsp;— необязательно буйство. Беснование#nbsp;— это господство диавола над человеком. Когда человек оказывается в#nbsp;воле диавола, то#nbsp;диавол определяет строй его мыслей и#nbsp;чувств, его поведение, и#nbsp;если захочет, чтобы человек был буйным, бросался в#nbsp;огонь и#nbsp;в#nbsp;воду,#nbsp;— так и#nbsp;будет. Но#nbsp;диавол может захотеть и#nbsp;нечто иное, и#nbsp;было#nbsp;бы глубочайшей ошибкой считать, что бесноватый#nbsp;— лишь тот, кто цепи на#nbsp;себе рвет. И#nbsp;сегодня существует множество бесноватых#nbsp;— это люди, которые одержимы дьяволом; некоторых из#nbsp;них даже показывают по#nbsp;телевидению. Смотришь в#nbsp;глаза таких людей и#nbsp;видишь диавольскую злобу и#nbsp;бездну, разверзающийся#nbsp;ад. Когда диавол господствует над человеком, когда он#nbsp;порабощает его мысли, когда он#nbsp;толкает его на#nbsp;хулу на#nbsp;Духа Святаго, тогда такой человек#nbsp;— раб диавола.
А почему же дух сей изгоняется только молитвой и постом? Замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: не бойся поста, ибо поста трепещет диавол. Потому что пост, воздержание заставляют человека обратить внимание на свои чувства, на внутреннее состояние. Пост связан с воздержанием, самовоспитанием, самоограничением – с тем, чтобы приблизить господство разума над поведением человека.
Человек постящийся#nbsp;— это человек, управляемый Богом, потому что он#nbsp;по#nbsp;Божиему закону старается жить, ограничивает свои страсти, раскаивается в#nbsp;своих грехах. Пребывая в#nbsp;молитве, в#nbsp;постоянном общении с#nbsp;Богом, он#nbsp;Богом управляем, и#nbsp;нет у#nbsp;диавола рычагов воздействия на#nbsp;такого человека. Диавол пытается влиять на#nbsp;ум, заражать дурными, грязными, богохульными мыслями, но#nbsp;человек постящийся и#nbsp;контролирующий свое сознание попирает этого змия, и#nbsp;диавол отступает. Но#nbsp;ведь есть еще и#nbsp;чувства, и#nbsp;страсти человеческие, и#nbsp;инстинкты. О, как часто диавол стремится поработить эту чувственную сторону жизни человека! И#nbsp;ведь во#nbsp;множестве случаев это удается. Но#nbsp;тот, кто постится, кто контролирует свои чувства, кто в#nbsp;Таинстве исповеди повергает на#nbsp;Божий суд свои прегрешения, даже мысленные, того не#nbsp;так просто уловить, ибо он#nbsp;способен контролировать свои действия. «Сей род изгоняется молитвой и#nbsp;постом».
А#nbsp;что#nbsp;же происходит с#nbsp;теми, кем овладевает диавол? Как я#nbsp;уже сказал, большинство из#nbsp;них не#nbsp;рвут цепей, не#nbsp;брызжут слюной, не#nbsp;бросаются на#nbsp;ближних своих. Но#nbsp;с#nbsp;какой#nbsp;же легкостью они отдают душу свою диаволу, подвергаясь интеллектуальным соблазнам#nbsp;— даже не#nbsp;столько интеллектуальным, сколько неким мыслям, образам, моделям поведения, которые с#nbsp;навязчивостью предлагаются сегодня современному человеку#nbsp;— не#nbsp;говоря уже о#nbsp;полном порабощении чувственного начала! Этим людям кажется, что они герои, что они сильные#nbsp;— ведь у#nbsp;них может быть власть, у#nbsp;них могут быть деньги и#nbsp;могущество, они могут удовлетворять любые свои похоти и#nbsp;прихоти, чувствуя свою автономию от#nbsp;всех, в#nbsp;том числе от#nbsp;Бога, свое «могущество», не#nbsp;сознавая при этом, что они являются жалкими рабами, марионетками диавола. Дернет диавол за#nbsp;одну ниточку#nbsp;— он#nbsp;поднимает ногу, за#nbsp;другую#nbsp;— руку, за#nbsp;третью#nbsp;— вздергивает голову; и#nbsp;так человек возбуждает плоть свою, теряя всякую свободу и#nbsp;всякую возможность управлять самим собой.
Неслучайно во#nbsp;время Успенского поста Святая Церковь напоминает нам о#nbsp;том, что постом и#nbsp;молитвой изгоняется дух диавольский, дух, который сегодня порабощает огромное количество людей, даже не#nbsp;подозревающих о#nbsp;том, что они становятся рабами диавола. И#nbsp;только тогда, когда разбиваются жизни, когда человек в#nbsp;какой-то момент вдруг сознает, что ничего не#nbsp;удалось, что все рушится, что нет ни#nbsp;друзей, ни#nbsp;любимых, ни#nbsp;семьи#nbsp;— нет ничего, кроме страстей,#nbsp;— лишь тогда кто-то, да#nbsp;и#nbsp;то не#nbsp;каждый, может оценить свое состояние духа.
Церковь призвана, обращаясь к#nbsp;современному человеку, говорить в#nbsp;том числе о#nbsp;бесновании. Мы#nbsp;должны справиться с#nbsp;массовым беснованием, в#nbsp;которое вовлекаются миллионы и#nbsp;миллионы людей. Что#nbsp;же делать, как мир спасти? И#nbsp;Господь говорит нам: молитвой и#nbsp;постом. Мы#nbsp;должны поститься и#nbsp;молиться за#nbsp;тех, кто не#nbsp;молится и#nbsp;не#nbsp;постится,#nbsp;— за#nbsp;наших родных, близких, за#nbsp;наших друзей, за#nbsp;наших знакомых, за#nbsp;наших коллег по#nbsp;работе, за#nbsp;тех, кто во#nbsp;власти, кто в#nbsp;силе, за#nbsp;тех людей, которые оказывают влияние на#nbsp;общество. Мы#nbsp;должны понять, что молитва наша#nbsp;— это не#nbsp;только молитва за#nbsp;себя и#nbsp;за#nbsp;своих родных, это молитва за#nbsp;мир. К#nbsp;такой молитве сугубо призваны монашествующие, в#nbsp;том числе братия сего святого монастыря; и#nbsp;мы#nbsp;должны помнить, что самое главное делание наше#nbsp;— это молитва за#nbsp;род человеческий, за#nbsp;Отечество наше, за#nbsp;народ наш. Это пост и#nbsp;подвиги за#nbsp;тех и#nbsp;ради тех, кто не#nbsp;способен сегодня сам совершать эти подвиги. И#nbsp;верим, что по#nbsp;слову Златоуста диавол будет трепетать#nbsp;— трепетать перед лицом постящихся и#nbsp;молящихся, тех, кто остается подлинно свободным от#nbsp;всякого диавольского приражения.
Пусть Господь поможет Вам, Ваше Преосвященство, владыка Савва, инокам сей святой обители, всем монашествующим, всему духовенству нашему, всему благочестивому верующему народу помнить о#nbsp;своей миссии, о#nbsp;миссии поста и#nbsp;молитвы во#nbsp;спасение рода человеческого. Аминь
Б