Молебен, также известный как молебное пение, является богослужением, при котором верующие обращаются к Господу, Богородице или святым с просьбой о милости или благодарят Бога за полученные благодеяния.
Благодарственные молебны адресуются исключительно Господу. Когда мы заказываем молебен, мы приносим записку с именами тех, за кого будет совершаться это богослужение.
Некоторые молебны входят в общественное богослужение и совершаются в храмовые праздники или в определенное время, обычно они сочетаются с малым освящением воды. Другие молебны совершаются по просьбе отдельных лиц или в случаях бедствия (болезнь, засуха, война).
Молебен позволяет нам выразить наши молитвы «кратко, но горячо», как учил преподобный Амвросий Оптинский. Если мы болеем, мы можем заказать молебен о нашем выздоровлении. Если мы начинаем важное дело, мы можем попросить помощи Божией на молебне. Если мы отправляемся в путешествие, мы можем просить благословения в путешествие. Если наступает день именин и мы хотим молиться своему святому, мы можем заказать молебен. Если начинается учебный год и наши дети идут в школу, мы можем совершить благословение на начало учения. И если Господь услышал нашу молитву и мы хотим вознести благодарность, мы можем служить благодарственный молебен…
Молебен может быть совершен в храме, в доме, при освящении посевов на поле и так далее. Он может сочетаться с освящением воды.
По структуре молебен является сокращенной версией утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может быть не полностью прочитан, а служение может ограничиться пением только припевов канона.
В чине молебна включены 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются только припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому обращен молебен. Порядок совершения молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну добавляется пение акафиста.
Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал, является непониманием сути Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.
В одном из постановлений Священного Синода от 26 декабря 2019 года говорится: «Необходимо полностью исключить практику совершения молебнов после Божественной литургии до ее отпуста и целования верными креста».
На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх подчеркнул, что совершение общего молебна после Божественной литургии недопустимо и напомнил, что молебен является краткой утренью. Служение молебна в рамках Литургии противоречит церковным уставам, отметил Патриарх, и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было ограничено количество храмов, а запросы на молебны поступали часто, поэтому все просьбы объединялись в один общий молебен.
Патриарх призвал отказаться от этой практики и служить молебны, когда они заказываются: «Если заказывают — послужи, если заказали с акафистом — нужно отслужить с акафистом», — сказал Патриарх. — Отказывайтесь от этой практики. Если заказали — служите. Но включать это в рамки литургии — это нарушение церковных уставов (патриарх Московский и всея Руси Кирилл).