Требник — это богослужебная книга, которая содержит описание чинопоследований треб, таинств и других священных действий, которые Церковь совершает в особых случаях, не входящих в состав общественного богослужения храма в повседневной, еженедельной и ежегодной практике.
Название «требник» происходит от слова «треба», которое в древнерусском языке имело сакральное значение и означало «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда».
В современном понимании слово «треба» относится к молитвенным службам и священным действиям, которые совершаются по просьбе или по нужде одного или нескольких верующих в особых обстоятельствах их жизни. Это включает все таинства (кроме Евхаристии и хиротонии), молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и другие обряды. Требник содержит описание правил и порядка совершения этих богослужений и действий.
Название «требник» происходит от слова «треба», которое в древнерусском языке имело сакральное значение и означало «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда».
В современном понимании слово «треба» относится к молитвенным службам и священным действиям, которые совершаются по просьбе или по нужде одного или нескольких верующих в особых обстоятельствах их жизни. Это включает все таинства (кроме Евхаристии и хиротонии), молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и другие обряды. Требник содержит описание правил и порядка совершения этих богослужений и действий.
Чинопоследования Таинств и других священных действий, которые излагаются в требнике, имеют свое происхождение во времена апостольской жизни Церкви. Однако первоначальные требники не дошли до нас.
Наиболее ранними известными источниками являются Евхологион Сарапиона, епископа Тмуитского (IV век), а также сборник молитв и служб, содержащихся в 8-й книге "Апостольских постановлений".
С течением времени и развитием внешней стороны богослужения число молитвословий в требнике увеличивалось до XI века.
В греческой Церкви требник и служебник составляют одну книгу, называемую евхологион (молитвослов).
Требник был впервые переведен на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием в IX веке. Перевод был в употреблении до времени великого князя Иоанна Даниловича Калиты. В 1328 году грек Феогност, ставший митрополитом Всероссийским, приказал перевести привезенный им требник на славянский язык. Его требник стал широко использоваться в Русской Церкви.
С появлением книгопечатания на Руси (1564 год) рукописные требники исправлялись и издавались при патриархах Филарете, Иоасафе I, Иосифе, Никоне, Иоасафе II, Иоакиме.
Патриарх Иоасаф I дополнил требник приложением Соборных постановлений. Требник, изданный при патриархе Иосифе в 1651 году, получил название Большого Требника. Иоасаф II в 1672 году издал сокращенный вариант Большого Требника, который стал известен как Малый Требник. Патриарх Иоаким в 1687 году улучшил это издание, добавив в Малый Требник Номоканон (в сокращенном виде).
В 1863 году в Киево-Печерской Лавре был издан Требник Дополнительный по благословению киевского митрополита Арсения.
Наиболее ранними известными источниками являются Евхологион Сарапиона, епископа Тмуитского (IV век), а также сборник молитв и служб, содержащихся в 8-й книге "Апостольских постановлений".
С течением времени и развитием внешней стороны богослужения число молитвословий в требнике увеличивалось до XI века.
В греческой Церкви требник и служебник составляют одну книгу, называемую евхологион (молитвослов).
Требник был впервые переведен на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием в IX веке. Перевод был в употреблении до времени великого князя Иоанна Даниловича Калиты. В 1328 году грек Феогност, ставший митрополитом Всероссийским, приказал перевести привезенный им требник на славянский язык. Его требник стал широко использоваться в Русской Церкви.
С появлением книгопечатания на Руси (1564 год) рукописные требники исправлялись и издавались при патриархах Филарете, Иоасафе I, Иосифе, Никоне, Иоасафе II, Иоакиме.
Патриарх Иоасаф I дополнил требник приложением Соборных постановлений. Требник, изданный при патриархе Иосифе в 1651 году, получил название Большого Требника. Иоасаф II в 1672 году издал сокращенный вариант Большого Требника, который стал известен как Малый Требник. Патриарх Иоаким в 1687 году улучшил это издание, добавив в Малый Требник Номоканон (в сокращенном виде).
В 1863 году в Киево-Печерской Лавре был издан Требник Дополнительный по благословению киевского митрополита Арсения.
Существуют различные виды трников, каждый из которых имеет свое содержание и предназначение.
Большой требник состоит из двух частей. В первой части описаны последования священныхаинств, таких как крещение, миропомазание, венчание, покаяние, а также другие богослужебные службы, включая погребения и освящение домов. Эти молитвы и чины проводятся Православной Церковью при различных событиях в жизни верующих. В случае тяжелой болезни, когда человек не может посетить храм для причащения, Церковь позволяет совершить Святые Тайны на дому. В требнике есть чин, который описывает, как провести причастие для тяжелобольного.
Во второй части Большого требника содержатся молитвы и последования, связанные с различными богослужебными и религиозными обрядами. Это включает освящение предметов и зданий, благословение пищи и различных ситуаций в жизни верующих. Также в этой части требника есть чины, связанные с общественным богослужением, например, омовение ног в Великий четверг, слова Иоанна Златоуста на Великий четверг и Святую Пасху, а также молитвы на различные случаи. Вторая часть также содержит Номоканон — собрание канонических правил.
Малый требник является сокращенной версией Большого требника. Он содержит последования и молитвословия, которые священнику чаще всего приходится совершать. Основное содержание первой части Большого требника включено в Малый требник. Вторая часть Малого требника включает последования малого освящения воды и освящение воды Святых Богоявлений, а также молитвы на благословение различных предметов и пищи.
Дополнительный требник содержит чины освящений храма и предметов, принадлежащих храму, а также молитвы на освящение предметов и вещей, используемых верующими вне храма, в домашнем быту.
Требник в двух частях объединяет содержание Малого требника и Дополнительного требника, а также некоторые молитвы и чины из Большого требника.
Требник Петра Могилы, составленный в 1646 году, представляет собой практическое руководство по всем случаям совершения частного богослужения. Он включает чины священных таинств, молитвословия, а также статьи, раскрывающие основные идеи обрядов и указывающие требования к пастырю. Требник Петра Могилы разделен на три части, охватывающие различные аспекты жизни верующих.
В новом требнике Московской Патриархии, изданном в 1980 и 1984 годах, включены чины и последования из различных видов требников, а также других богослужебных книг. Он состоит из трех книг, которые содержат чины таинств, последования, молитвы и другие богослужебные тексты.
Каждый вид требника имеет свое значение и предназначение в богослужебной практике Православной Церкви.
Большой требник состоит из двух частей. В первой части описаны последования священныхаинств, таких как крещение, миропомазание, венчание, покаяние, а также другие богослужебные службы, включая погребения и освящение домов. Эти молитвы и чины проводятся Православной Церковью при различных событиях в жизни верующих. В случае тяжелой болезни, когда человек не может посетить храм для причащения, Церковь позволяет совершить Святые Тайны на дому. В требнике есть чин, который описывает, как провести причастие для тяжелобольного.
Во второй части Большого требника содержатся молитвы и последования, связанные с различными богослужебными и религиозными обрядами. Это включает освящение предметов и зданий, благословение пищи и различных ситуаций в жизни верующих. Также в этой части требника есть чины, связанные с общественным богослужением, например, омовение ног в Великий четверг, слова Иоанна Златоуста на Великий четверг и Святую Пасху, а также молитвы на различные случаи. Вторая часть также содержит Номоканон — собрание канонических правил.
Малый требник является сокращенной версией Большого требника. Он содержит последования и молитвословия, которые священнику чаще всего приходится совершать. Основное содержание первой части Большого требника включено в Малый требник. Вторая часть Малого требника включает последования малого освящения воды и освящение воды Святых Богоявлений, а также молитвы на благословение различных предметов и пищи.
Дополнительный требник содержит чины освящений храма и предметов, принадлежащих храму, а также молитвы на освящение предметов и вещей, используемых верующими вне храма, в домашнем быту.
Требник в двух частях объединяет содержание Малого требника и Дополнительного требника, а также некоторые молитвы и чины из Большого требника.
Требник Петра Могилы, составленный в 1646 году, представляет собой практическое руководство по всем случаям совершения частного богослужения. Он включает чины священных таинств, молитвословия, а также статьи, раскрывающие основные идеи обрядов и указывающие требования к пастырю. Требник Петра Могилы разделен на три части, охватывающие различные аспекты жизни верующих.
В новом требнике Московской Патриархии, изданном в 1980 и 1984 годах, включены чины и последования из различных видов требников, а также других богослужебных книг. Он состоит из трех книг, которые содержат чины таинств, последования, молитвы и другие богослужебные тексты.
Каждый вид требника имеет свое значение и предназначение в богослужебной практике Православной Церкви.