Православная иконография Иисуса Христа

Православная иконография Иисуса Христа

Иконы Иисуса Христа

Святые иконы нашего Всевышнего присутствуют почти в каждом христианском доме, поскольку они являются главной святыней православия, занимающей ведущее место на домашнем иконостасе и в церквях. Эта икона является одной из самых дорогих и боготворимых среди христианских святых объектов, так как она изображает нашего Спасителя. Существует огромное количество икон Господа Иисуса. Многие из этих божественных образов считаются целебными. Все святые изображения Всевышнего в основном характеризуются гармонией и божественным благословением.

Внешность Иисуса Христа

Достоверных письменных сведений о внешнем облике Иисуса Христа почти не сохранилось. Евангелисты не описывали его, так как под строгим запретом любые изображения Бога.

В средневековье была известна рукопись якобы от Публия Лентула — предшественника Пилата. Согласно ей, Христос был высок, статен, с каштановыми волосами до плеч и голубыми глазами. Однако подлинность этого письма подвергается сомнению.

Другое, более позднее описание внешности Господа принадлежит монаху Епифанию. По его словам, Спаситель имел русые волосы средней густоты, темные брови, светлые глаза, длинный нос, русую бороду и узкое лицо.

Такие свидетельства малодостоверны, но частично легли в основу традиционного образа Христа в иконописи, где Он изображается бородатым, длинноволосым, с высоким лбом и продолговатым лицом.
Внешность иисуса христа
Первые сохранившиеся изображения Иисуса Христа датируются 3 веком, но это скорее рисунки без мелких деталей. Древнейшее известное изображение Иисуса Христа с уже правильными чертами лица находится в Риме, в катакомбах святого Климента. Эта роспись датируется концом I - началом II века.
первое изображение иисуса христа

Типы икон Иисуса Христа

В современной православной иконографии часто выделяют множество типов икон Иисуса Христа. Каждый тип содержит главную отличительную черту, которые мы кратко объясним вам.

Посмотрите видео про иконы Иисуса Христа

Ангел Великого совета

Икона «Спас Благое Молчание» — один из глубочайших христианских образов, изображающий Христа в виде крылатого ангела. В отличие от икон, где Господь предстаёт в земном или эсхатологическом облике, здесь Он запечатлён до Своего Воплощения, на небесах.

На Руси этот тип получил распространение с 18 века у старообрядцев — в иконописи и меднолитых образках. Иисус был изображён в белой одежде с крыльями, сложившими руки и прижатыми к груди. Нимб восьмиконечный, как у Господа Саваофа. Это подчёркивает, что Сын от века пребывал в недрах Отчих. Такой нестандартный иконографический тип выражает таинственность предвечного бытия Христа до Его явления миру во плоти.

Благое Молчание

Один из иконографических типов Спасителя, имеющий несколько названий в зависимости от характера надписи на иконе.

Например «Истинное благое молчание» и «Благое молчание Господь Саваоф». В первом случае Христос изображается в ангельском чине, как юноша в белой далматике с оплечьем и широкими рукавами. Во втором он облачен в саккос как Великий Архиерей.

Руки сложены и прижаты к груди, за спиной опущенные крылья. Нимб с восьмиконечной звездой, как у Господа Саваофа. По сторонам — часто помещают инициалы: ИС или ХС.

Великий Архиерей

Иконы изображают Христа в архиерейском одеянии в образе новозаветного первосвященника, приносящего себя в жертву. Образ встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя.

Направление в иконографии происходит на основе ветхозаветного пророчества: «Ты священник вовек по чину Мельхиседека» (Пс.59).

Ветхий Денми

Название одного типа иконографии Иисуса Христа, где Господь изображён седовласым долгобородым старцем. Нередко образ пишут с восьмиконечным нимбом. Иногда образ ошибочно осмыслялся как изображение Бога Отца.

В основе иконографии — Книга пророка Даниила, в которой описано видение Ветхого денми, одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан 7, 9), и Откровения апостола Иоанна Богослова: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр 1, 14).

Святые отцы связывали образ с темой Воплощения Сына Божия и его жертвы, а также с образом будущего Судьи 2-го пришествия.

Всевидящее Око

Икона «Всевидящее Око» — редкий и сложный в символическом плане тип, поскольку изображает самого Самого Бога или Святую Тройцу, что запрещено канонами.
икона Всевидящее Око
На протяжении веков этот образ неоднократно обсуждался богословами. Несмотря на спорность, иконы пользовались спросом среди верующих.

Смысл композиции — Господь как Свет, озаряющий Собою всё сущее, а Его взор символизирует Всевидящее Око Промысла Божия о мире.

Хотя такая интерпретация отличается от традиционной иконописи, где Бог изображается через символы, эти образы раскрывают важную для христиан идею Божественного зрения, обнимающего всё творение.

Молитвы к Иисусу Христу

На все случаи жизни

Деисус

Деисус (от греч. «моление») — традиционно центральный ряд иконостаса с образом Христа на троне и предстоящими молящимися святыми по сторонам.

Святые изображены обращёнными ко Христу, с молитвенно сложенными руками, иногда держа свитки с текстами молений. Они просят Господа о помиловании мира в день Страшного Суда.

Помимо иконостаса, деисус может находиться в алтаре, главной апсиде, на сводах, стенах и входе храма. Расположение и состав предстоящих варьируется. Но неизменной остаётся главная идея — ходатайство за человеческий род перед лицом Божиим.

Добрый Пастырь

Образ Доброго Пастыря — древнейший иконографический тип, раскрывающий одно из именований Христа в Библии — «пастырь овец». Иисус изображается как Пастух с жезлом, окружённый стадом или несущий на плечах заблудшую овцу по притче из Евангелия.

Эта притча о овце, потерявшейся из стада в сто, и пастыре, который ищет её и с радостью находит, — одна из самых доступных для понимания метафор о пришествии в мир Сына Божьего для спасения рода людского.

Даже поиск одной погибающей овцы важен для Доброго Пастыря. Так и Божья любовь жертвенно устремляется за каждым человеком, ищущим спасения.

Древо Иессеево

Сюжет икон этого типа основан на ветхозаветном пророчестве Исаии о рождении Мессии от рода царя Давида. Изображены библейские персонажи — предки и современники Христа. Композиции иллюстрирует темы Боговоплощения, земной жизни Спасителя, исполнения мессианских пророчеств и часто содержит множество мелких деталей.

Первые известные изображения Родословия Христова относятся к 9 веку в известны в западноевропейском искусстве. Считается, что это говорит об европейских корнях сюжета.

Однако многие исследователи полагают, что композиция имеет самостоятельное византийское происхождение. Параллельное появление на востоке и западе указывает на более глубокие богословские истоки этого иконографического типа общехристианского масштаба.

«Древо Иессеево» — не копия западных образцов, а органичное развитие осмысления евангельских текстов в русле христианской традиции Востока и Запада. Это объясняет широкое и независимое распространение данной композиции в средневековом искусстве разных стран.
Древо Иессеево

Единородный Сыне и Слове Божий

Иконы — уникальный тип русской иконописи 16 века, отражающий особенности православного мировоззрения. Подобные «богословско-дидактические» иконы иллюстрируют попытки интеллектуалов той эпохи интерпретировать догматы веры языком изобразительного искусства.

Созданные в кругу митрополита Макария и протоиерея Сильвестра, они вызвали споры, приведшие к Церковному собору 1554 года. Собор утвердил существование композиции «Единородный Сыне» и её иконографическую схему, несмотря на новизну.

В середине 16 века сюжет появляется на многочастных иконах, становится отдельным изображением, включается в росписи храмов. Так нестандартный замысел образованного меньшинства получил одобрение церковной власти и вошёл в традицию православной иконографии.

Лоза Истинная (виноградная лоза)

Редкий иконографический тип, где Христос изображён в соответствии со словами Евангелия: "Я есмь истинная Виноградная Лоза".

В ранних вариантах 15 века Христа окружает лоза с изображениями Богородицы, Иоанна Крестителя и апостолов - как гроздья винограда. Так передаётся буквальный смысл евангельской фразы.

В поздних 17-18 веке усиливается евхаристическое значение: из ребра Спасителя растёт лоза с виноградной гроздью, которую Он отжимает в потир. Композиция становится более дидактической, разъясняя символику.

В греческом варианте икона подписывается "Ампелос" - "Виноградная лоза". Она напоминает о Христе как Источнике жизни для христиан, причастных к Нему как лозе и ветвям виноградного растения.

Недреманное (недремлющее) Око

Иконы, на которох Отрок Иисус изображен на ложе с открытыми глазами, рядом с ним Богородица и Ангел. Сюжет основан на легенде, по которой Христос-отрок на пути из Иерусалима в Назарет прилег на землю отдохнуть. Божья матерь оберегала Его сон, и в это время ангелы предвозвестили Ей крестное страдание Христа. Перед образом часто обращаются к Богородице при бессоннице детей.

Не рыдай Мене, Мати

На этом типе икон изображена Божия Матерь, рыдающая над новорожденным Спасителем во гробу. ККомпозиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа», а по-гречески – «Пиета». Известны также одиночные изображения Христа без Богородицы.

Происхождение честных древ Животворящего Креста

Православный праздник в первый день Успенского поста. Относится с малым праздникам. Был установлен в Константинополе в IX веке. Накануне этого дня часть Голгофского креста, переносили в Софийский собор для водоосвящение. Затем в течение двух недель святыню носили по городу со служением литий для предотвращения болезней (слово «происхождение» в названии праздника — результат неправильного перевода греческого слова, означающего «торжественная церемония, крестный ход»). Праздник мог бы называться «Крестный ход честных древ Животворящего Креста».

Композиция икон состоит из двух частей: вверху в центре Иисус, а по бокам апостолы или ангелы в некоторых исполнениям, а под ним — чудотворный источник с больными, которые получают исцеление.

Животворящий Крест

Каноническая иконография праздника Воздвижения Креста сложилась в русской иконописи 15−16 веков.

Изображается многолюдная сцена на фоне храма. В центре — Патриарх на амвоне, поднявший богато украшенный Крест. Его поддерживают диаконы. Рядом — сонм святителей, певцы, миряне, пришедшие поклониться святыне.

Справа обычно изображены царь Константин и царица Елена, обретшие Крест Господень в Иерусалиме. Иногда напоминанием о чудесах от Животворящего Древа служат фигуры исцелённых.

Такая композиция — результат развития изначально простой схемы «патриарх с крестом». Она насыщена персонажами, повествует о событии и его историческом значении для Церкви.

София Премудрость Божия

В центре икон этого типа — Вседержитель в виде крылатого Ангела в царских одеждах на престоле, символизирующий Христа. Рядом Богородица с Младенцем и Креститель со свитком «Аз свидетельствую». Над Ангелом — благословляющий Христос и золотой престол с книгой как знак Богоприсутствия.

Согласно апостолу Павлу, Премудрость Божия есть распятый Христос. Так икона раскрывает таинство Боговоплощения — Второе Лицо Троицы воплотилось, чтобы открыть людям Премудрость Небесную и даровать спасение.

Огненный Ангел олицетворяет эту Божественную Премудрость, явившуюся миру в образе Сына для нашего просвещения и обожения.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Иконография «Спаса Вседержителя» многообразна — от простых изображений Христа по пояс до многоперсонажных композиций с предстоящими святыми.

Как правило, Христос предстаёт в центре с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. На древних иконах это часто запечатанный свиток — символ тайны, которая откроется в день Страшного Суда. Открытую книгу стали писать лишь с 17 века.

Образ «Пантократор» изображает Вседержителя — Творца вселенной. Христа часто окружали изводами ангелов, сидящим на престоле, что подчёркивало его царское величие и Божественную славу.

Этот торжествующий образ Спасителя получил широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве как выражение догматической правды Православия.
Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас оплечный (Спас оглавный)

Икона «Спас Оплечный» или «Спас Оглавный» представляет собой фрагментный вариант образа «Спас Вседержитель», где изображены лишь глава и плечи Христа.

Согласно одной версии, этот тип берёт начало от популярного в раннехристианскую эпоху оплечного изображения Господа в медальонах. Затем формат превратился в самостоятельный иконографический тип, выражающий идею Вседержительности Христа даже без фигуры целиком.

Так образ Спаса, «оглавного» в клейме или медальоне, трансформировался во времени в особую разновидность икон — «Спас Оплечный». Этот лаконичный формат сохраняет главное — лик Спасителя как откровение Божественной славы и державы.
Спас оплечный (Спас оглавный)

Спас в рост

На иконах Спаситель изображается в полный рост. Часто с Евангелием в руке или восседающим на троне.
Спас в рост, ростовая икона Иисуса Христ

Спас Нерукотворный

Существует предание о чудесном происхождении первого изображения Христа — нерукотворного образа на плате, посланного царю Авгарю V в Едессу (совр. Шанлыурфа в Турции).

По легенде, слуга царя-прокажённого Авгаря Анания был художником. Увидев в толпе Иисуса, он попытался запечатлеть его лик. Тогда Христос умылся, отерев лицо платом, на котором чудесным образом отпечатался его образ. Вручив Анании это изображение вместе с письмом для Авгаря, Спаситель пообещал, что пошлёт к нему одного из апостолов.

Это апокрифичное сказание имело широкое хождение на христианском Востоке. Образ сошёл за подлинный лик Христа, не сотворённый руками человеческими, а происшедший от соприкосновения с Его лицом, что придавало ему особую сакральность. Сюжет Плата Авгаря вошёл в иконографию.
Спас Нерукотворный

Спас Эммануил

Иконографический тип «Эммануил» изображает Христа в образе Богомладенца или Отрока отдельно от Богородицы. Имя «Эммануил» с еврейского переводится «С нами Бог», указывая на воплощение Спасителя.

Особенностью таких икон является акцент на цели пришествия в мир Сына Божия — спасти человеческий род и призвать людей в Царство Небесное.

Иногда Богомладенец изображается со старческими чертами лика, подчёркивающими, что Он — Предвечный Бог, Творец времён, а не просто ребёнок.

Такие образы выражают догмат о Боговоплощении очень символично и поэтично — показывая таинство соединения двух природ в юном лике Младенца Христа.
Спас Эммануил

Царь Иудейский

Иисус Христос Царь Иудейский — иконы, представляют Христа в терновом венце и багрянице. Изображение чаще всего поколенное, а не в полный рост. Руки Спасителя связаны, в правой руке трость. Источник названия и иконографии — сцена насилия над Христом солдатами Рима в евангелие (Мф.27:27−30).

Иисус Христос Царь Иудейский — иконы, представляют Христа в терновом венце и багрянице. Изображение чаще всего поколенное, а не в полный рост. Руки Спасителя связаны, в правой руке трость. Источник названия и иконографии — сцена насилия над Христом солдатами Рима в евангелие (Мф.27:27−30).

Царь Славы (Христос во гробе)

Икона «Царь Славы» имеет несколько названий: «Христос во гробе», «Смирение Господне», «Уныние». Это один из древнейших иконографических типов, сложившийся в 12 веке.

На иконе изображён Христос стоящим во гробе на фоне Креста. Его голова склонена, глаза закрыты, на теле видны раны страданий. Могут быть символы распятия и погребения.

Существует несколько интерпретаций образа. Но для христиан эта икона — прежде всего реликвия, напоминающая о переходе Спасителя от земной жизни через смерть к Воскресению.

Изображение Христа во гробе — один из самых почитаемых образов. Традиционно такая икона помещалась в центре иконостаса, символизируя страдания Иисуса за род человеческий и Его последующее Вознесение.
Христос во гробе

Царь царем и Предста Царица

Композиция икон строится на текстах торжественных песнопений в честь Божией Матери. В основе образа «Предста Царица» или «Царь Царем» текст 44 псалма Священного Писания.

Церковь Христова

По определению, Церковь — Богом установленное общество верующих, объединённых Православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

Помимо ныне живущих христиан, в понятие Церкви включается Церковь Небесная — Пресвятая Богородица, ангелы, святые. Глава Церкви — Сам Иисус Христос, она также именуется Его Телом.

Несмотря на отделения отдельных конфессий, истинная Церковь Христова едина как одно духовное тело, которое не может разделиться. Это единство сохранится до Второго пришествия Спасителя.

Таким образом, Церковь включает в себя всех верных Христу на небесах и на земле на протяжении двух тысячелетий христианской истории. Она пребывает непоколебимой каменной основой Истины Христовой.

Хвалите Господа с небес

Иконографическая композиция отсылает к 148-й псалому.

1 Хвали́те Го́спода с небе́с, хвали́те Его́ в вы́шних. 2 Хвали́те Его́, вси А́нгели Его́, хвали́те Его́, вся си́лы Его́. 3Хвали́те Его́, со́лнце и луна́, хвали́те Его́, вся зве́зды и свет. 4 Хвали́те Его́ небеса́ небе́с и вода́, я́же превы́ше небе́с. 5 Да восхва́лят и́мя Госпо́дне: я́ко Той рече́, и бы́ша, Той повеле́, и созда́шася.

Верхнюю часть икон посвящают восхвалению небес. В центре — Христос, восседающий на Престоле в окружении Ангелов. Внизу можно увидеть пророков, апостолов, святителей и все праведные народы, внизу композиции — звери.
Хвалите Господа с небес

Христос Агнец Божий (Се Агнец)

А́гнец Божий — символическое имя, Иисуса Христа в Священном Писании. Имя указывает на жертву за грехи мира. Сюжеты икон отсылают к этому значения, а Иисуса изображают с ягненком на руках. Прообразом этой жертвы служили все виды ветхозаветных жертв, культ которых известен у всех народов.
Икона Христос Агнец Божий

Христос Халки, Христос Халкит

Иконографический образ Христа, в котором за Его головой изображают крест, а нимб отсутствует.

Название происходит от Халка — комплекса сооружений Большого дворца в Константинополе. Начало постройки относят к правлению императора Анастасия I (491—518 годы). Иконы Христоса часто изображали на Халкопратийских воротах и стенах императорского дворца.

Христос в темнице

Икона «Иисус Христос в темнице» показывает Спасителя после жестоких побоев и издевательств римских воинов.

Согласно Евангелию, Понтий Пилат предал Иисуса бичеванию и вывел к толпе, требовавшей казни. Затем воины одели Христа в багряницу, возложили терновый венец и ветку в правую руку — пародируя царские регалии. Они кланялись Ему, восклицая «Радуйся, Царь Иудейский!», плевали и били.

На иконе изображён Иисус Христос после издевательств — обескровленный, истерзанный плетьми Христос с терновым венцом, багряницей на плечах и тростью. Рядом могут изображать атрибуты Его мучений. Руки сложены.

Этот трагический образ призван вызвать сострадание к пострадавшему Спасителю и осознание тяжести Голгофского пути, пройденного Им ради нашего спасения.
Христос в темнице

Известные иконы Иисуса Христа

    Читайте другие статьи