Православные онлайн

Ответы на вопросы Православия понятным языком

Божественная Литургия

Литургия это главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия. Слово «литургия» происходит от греческого слова «λειτουργία», что означает «служение» или «общее дело». В некоторых случаях, без уточнения, оно может использоваться как синоним слова «богослужение». Например, можно говорить о Литургии часов, когда речь идет о специальных молитвах и псалмах, которые совершаются в определенное время дня. Однако, когда говорят о Литургии без дополнительных указаний, обычно имеют в виду евхаристическое богослужение.

Литургия включает в себя ряд ритуалов, символов и молитв, которые проводятся согласно установленным обрядам. Она обычно состоит из различных частей, включая прославление Бога, чтение Святого Писания, проповедь, молитвы верующих, причащение и благословение. Центральной частью литургии является совершение Евхаристии, где хлеб и вино преображаются в Тело и Кровь Христа.

Литургия имеет глубокие теологические и духовные значения для христиан. Она является местом встречи с Богом, где верующие прославляют Его, слушают Его слово и принимают участие в таинстве Евхаристии.

Оглавление

литургия
В современной христианской практике наиболее распространены три вида Божественной Литургии: Литургия святого Иоанна Златоуста, Литургия святого Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров, также известная как Литургия святого Григория Великого.

Литургия свт. Иоанна Златоуста

Совершается в течение года, когда не принято совершать двух остальных литургий. Преобладает мнение, что древняя антиохийская анафора апостолов, которая легла в основу анафоры литургии Златоуста, была переработана действительно Иоанном Златоустом. Литургия Иоанна Златоуста состоит из трех последовательных частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Литургия свт. Василия Великого

Литургия святого Василия Великого совершается десять раз в году — во все Воскресные дни Великого поста, за исключением Вербного воскресенья. Также Литургия совершается в Великий четверг и субботу Страстной недели. Кроме того, она отмечается 14 января в память святого Василия Великого, а также накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня. Эти десять случаев являются особыми моментами в году, когда Литургия святого Василия Великого проводится и приносит духовное вдохновение верующим.

Литургия Преждеосвященных Даров

Проводится в Великий пост и называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52‑м правилом Шестого Вселенского Собора, и имеет целью не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

Три части литургии

Проскомидия

Проскомидия — это подготовительная часть Литургии, в ходе которой священник приносит хлеб (просфора) и вино для Евхаристии. В этой части поминают души христиан живых и усопших, за которых священник вынимает частицы из просфоры. Проскомидию совершает в алтаре, а в храме обычно в это время читают Часы (краткие богослужения для освящения каждого времени суток).

В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых твоих».

Литургия оглашенных

Эта часть начинается словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».

Литургию оглашенных проводят для оглашенных, то есть людей, еще не принявших крещение, но интересующихся христианской верой и желающих познать ее глубже.

Во время Литургии оглашенных осуществляется специальное обучение и подготовка этих людей к будущему принятию святого крещения. Они изучают основные учения и традиции Церкви, а также знакомятся с богослужебной практикой и ритуалами.

Цель Литургии оглашенных — не только дать возможность оглашенным познакомиться с верой и традициями Церкви, но и помочь им укрепить свою веру, развить духовную жизнь и подготовиться к будущему принятию крещения.

Литургия верных

Начинается словами: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…» и кончается отпустом.

В настоящее время требование о том, чтобы на Литургии присутствовали только верные люди, которые приняли крещение и вступили в Церковь, на практике не всегда соблюдается. Однако на более глубоком уровне это требование все же реализуется, поскольку все события, происходящие на Литургии, полностью недоступны для непосвященного и нецерковного сознания. Литургия может быть воспринята только верой и понята только после того, как человек вступит в традицию церковной жизни и ознакомится с учением Церкви.

Церковные службы являются священными и таинственными событиями, где происходит общение с Богом и принятие Его благодати. Они не являются просто общественными мероприятиями или культурными событиями, которые могут быть доступны для всех. Литургия требует особого духовного подготовления и принятия верой.

Верные люди, которые приняли крещение и вступили в Церковь, имеют возможность полностью погрузиться в богослужение и участие в Литургии. Они уже знакомы с учением Церкви и ее традициями, что помогает им лучше понять и воспринять смысл и значение каждого момента богослужения.

Как проходит литургия

Перед началом богослужения прихожане оставляют записки о живых и умерших. Этот обычай широко известен даже тем, кто не является верующим, однако его истинный смысл часто остается непонятным. Суть этого обычая заключается в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих родственников и друзей, а записки являются одним из способов для этого.

Богослужение начинается с чтения Часов — краткой службы, которая молитвенно освещает определенное время суток (с 6 утра до 6 вечера). В то время как чтец и прихожане молятся, священник совершает проскомидию. Это первая часть Литургии, которая состоит из трех частей: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

Проскомидия — предварительная часть Литургии. Включает подготовку хлеба и вина, которые затем, по молитвам священника, превращаются в Тело и Кровь Христа. Это основа Таинства Евхаристии, где верующие принимают Тело и Кровь Спасителя под образом хлеба и вина, становясь таким образом едиными с Ним. Участие в этом таинстве является неотъемлемым условием пребывания в Церкви для каждого христианина. Во время проскомидии также читаются молитвы за живых и умерших, упомянутых в записках прихожан.

Хлеб, из которого готовится просфора (хлеб для Таинства), выпекается из квасного пшеничного теста и должен состоять из двух частей, символизирующих две природы Иисуса Христа — человеческую и божественную. Вино, которое смешивается с водой, должно быть красным и не содержать никаких добавок. Это делается в знак воспоминания о том, как из раны Спасителя на Кресте вытекли кровь и вода.

Просфора используется в пяти частях, чтобы отразить чудо насыщения пятию хлебами, совершенное Христом. Первая просфора, называемая Агничной, используется для изображения Агнца на дискосе (круглом блюде). Священник делает на ней знак креста и вырезает середину, представляющую Агнца. Затем он надрезает Агнца снизу и протыкает его справа.

Вторая просфора, называемая Богородичной, предназначена для извлечения частицы в честь Пресвятой Богородицы. Третья просфора посвящена Иоанну Крестителю, пророкам, апостолам, мученикам и всем, кто угодил Богу. Четвертая и пятая просфоры используются для извлечения частиц за живых и умерших. Вынутые частицы раскладываются на дискосе рядом с Агнцем.

Священник ставит на дискос звездицу, покрывает его и чашу покровами, а затем всё это покрывается большим покровом. Непосредственно перед окончанием чтения Часов священник выходит из алтаря с кадилом для совершения каждения храма. Каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает Божественную любовь, распространяющуюся на всю человеческую расу, а также благодать Святого Духа, которая освящает и утешает верующих и помогает им возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.

После чтения Часов начинается Литургия оглашенных, которая получила свое название потому, что на ней могут присутствовать как члены Церкви, так и те, кто готовится принять Крещение. По благословению священника, дьякон с амвона объявляет начало службы. Священник прославляет Святую Троицу, а хор попеременно певцами с левой и правой сторон поет псалмы (антифонно).

Затем произносится Великая ектения, в которой просят Божьего прощения и милости. По окончании пения, священник и дьякон, у которого в руках держится Евангелие, выходят на амвон. Дьякон символически напоминает верующим, что сейчас они услышат святое Евангелие, и поэтому все должны стоять прямо (что подтверждается возгласом «Премудрость, прости (прямо)»). Это называется Малым входом, который символизирует выход Иисуса Христа на проповедь. Каждый обряд в Церкви имеет глубокий символический смысл.

После чтения Евангелия следует сугубая ектения, которая предоставляет возможность помолиться за тех, кто нам дорог. Затем возносится ектения об оглашенных. В древности после этого некрещеные покидали храмы, однако сейчас эта традиция не соблюдается.

Начинается Литургия верных, при которой дары с жертвенника переносятся на престол. Священник тайно молится, чтобы быть достойным совершать это великое Таинство. В это время хор исполняет Херувимскую песнь. Затем священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После этого они совершают Великий вход в алтарь.

Возникает призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие воспевают «Символ веры», который напоминает о надежде и уповании Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все Его блага и милость. Священник в тайной молитве просит Бога ниспослать Святого Духа на людей в церкви и на предложенные дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре и Бог принял их молитвы о нуждах. Вслух священник благословляет присутствующих, и начинается просительная ектения. Все присутствующие вместе молятся «Отче наш».

Диакон надевает орарь, произносит «Вонмем», завеса Царских Врат поднимается, напоминая о камне, который был отодвинут от Гроба Господнего. Священник, держащий Святого Агнца, говорит «Святая — святым». Верующие отвечают: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», признавая свою недостойность.

Священнослужители причащаются первыми. Священник делит Агнец на четыре части: одну часть с надписью «IC» опускает в чашу, затем туда же добавляется горячая вода (теплота). Другая часть с надписью «ХС» предназначена для причастия священнослужителей, а части с надписями «NI» и «КА» — для мирян.

Во время причащения священнослужителей, исполняется Запричастный канон. Затем Царские врата открываются. Священник выходит с Чашей в руках, произносит особую молитву, а причастники подходят, складывая руки на груди в крестообразном жесте и называя свои имена. После причащения верующим дают запивку — вино, смешанное с горячей водой. Это делается для того, чтобы не осталось остатков Святых Даров во рту. Священник возвращает Чашу в алтарь и опускает в нее частицы просфор, принесенных прихожанами, с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто был помянут на Литургии. Это последний момент, когда мы можем помолиться за наших родственников и верных братьев и сестер. Затем совершается Отпуст, и верующие подходят, чтобы поцеловать крест в руках священника. Рекомендуется провести остаток дня с благоговением, сохраняя полученную благодать и помня о Боге.