Молитва покаяния Ефрема Сирина является молитвой, в которой перечислены грехи, которые мешают нам каяться, и добродетели, которые помогают нам в этом.
Одним из этих грехов является дух праздности, который проявляется через лень и безделье. Каждый человек имеет Богом даные таланты и знания, которые должны быть использованы на благо других людей и во славу Божию. Праздность является корнем всех грехов, так как она ослабляет и тело, и душу.
Уныние часто является результатом праздности, когда человек становится неспособным делать добро и молиться Богу о помощи.
Любоначалие, или любовь к власти, проявляется в различных сферах жизни: в семье, среди коллег, в политике. Часто именно праздность, лень и уныние заполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние искажают наше отношение к жизни, лишая ее смысла, и в результате рождается желание контролировать других.
Празднословие, то есть произнесение пустых, грубых слов, злобные разговоры, которые приводят к осуждению и оскорблениям, также является грехом.
Целомудрие подразумевает духовный контроль над своими эмоциями и телом. Это нравственная чистота в поступках, словах и мыслях.
Смиренномудрие является первым плодом целомудрия. Чем чище становится душа, тем меньше гордится сама собой, потому что понимает, что нет причин для гордыни. Человек перестает считать себя лучше других.
Грех делает человека нетерпеливым, склонным к суду и осуждению других. Терпение же приносит способность ждать и надеяться.
Дух любви является главным даром и целью всех наших духовных усилий. Любовь меняет наше отношение к ближнему, заменяя осуждение прощением и милосердием. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу — а это главная цель Великого поста.