Православные онлайн

Ответы на вопросы Православия понятным языком

Православные иконы

Седьмой Вселенский Собор определил учение Церкви об иконопочитании. В его формулировке говорится: «Чем чаще мы рассматриваем изображения на иконах, тем глубже наше восприятие проникает в суть их и приносит в наши сердца любовь к тем святым, которых они изображают.

Наше почитание иконы выражается не в поклонении, которое принадлежит только Богу, но в уважении и воздушении к ним, в зажжении свечей и фимиама, потому что почесть, которую мы даем изображению, переходит к первообразу".
Божественная благодать, которая присутствует в изображенных на иконах святых, также соприкасается с самими иконами, и поэтому мы с таким почтением и благоговением обращаемся к этим изображениям.

Существуют различные виды икон, каждая из которых имеет свое специальное предназначение, например, аналоя, запрестольная, местная, мироточивая, надвратная, нательная, праздничная, семейная, складная, чудотворная и явленная. Каждая из них несет свой духовный смысл и служит источником вдохновения и благодати для верующих.
Икона Божией Матери Смоленская XVI в

История иконописи на Руси

История иконописи на Руси берет свое начало в раннем христианстве. Это искусство имеет множество аспектов и является уникальным, отражая богатые традиции и духовность российского народа. Для православных иконопись имеет особое значение, она является не только культовым предметом, но и национальным культурным достоянием.

Хотя точная хронология начала иконописи на Руси не определена, считается, что первые иконы появились в X столетии, когда христианство было принято. Это искусство просуществовало на протяжении веков и стало неотъемлемой частью древнерусской культуры до XVII столетия. В этот период иконопись начала уступать место светским видам изобразительного искусства в эпоху Петра Великого.

Сперва, иконы были ввезены в Русь князем Владимиром I из Херсонеса, и они пришли с множеством святынь. Однако с течением времени многие из них были утеряны. Византийские мастера были приглашены для росписи русских церквей, и часть росписи выполнялась в технике мозаики.

С появлением первой каменной церкви после 988 года, иконопись начала развиваться более активно. Важные части росписи выполнялись в технике мозаики. Множество святых изображений и икон были привезены в Киев и другие города с Киевской Руси.

К XIII веку центр иконописи переместился во Владимиро-Суздальское княжество. Однако, монгольское нашествие оказало негативное воздействие на развитие иконописи, и качество росписи начало ухудшаться. Несмотря на это, иконопись продолжала существовать на Руси, и русские мастера работали в различных регионах, сохраняя уникальные стили и традиции. В Москве, с конца XIV века, стала центром иконописи, где работали мастера из разных стран. Среди них был Феофан Грек. В Москве и Московском княжестве иконопись достигла своего пика в XV столетии, с зарождением гениальных иконописцев, таких как Андрей Рублев.

Иконопись того времени была характеризована использованием разнообразных цветов и оттенков, создавая выразительные образы и яркие композиции. Новгород и Псков также внесли свой вклад в развитие иконописи, сохраняя традиции ярких и выразительных цветовых сочетаний. Русская древняя иконопись является уникальным искусством, где каждая деталь имеет глубокий духовный смысл и значение.

Минейные иконы

Икона Божией Матери Смоленская XVI в
Слово «минея» происходит от старославянского слова «минíа» и греческого слова «μηνιαῖος» (миниэос), что означает «месячный». Икона-минея, известная как месячный святец, является особым типом икон, на которых изображены все святые, которых почитают в определенный месяц.

Поверхность иконы разделена на горизонтальные части, на которых расположены изображения праздников и святых, следующих друг за другом в соответствии с церковным календарем. Икона-минея может быть создана для одного месяца или для нескольких месяцев. Иногда минейные иконы объединяются в годовые и содержат изображения всех особо почитаемых святых. Годовые минейные иконы, состоящие из складывающихся створок, называются диптихами.

Сюжеты иконописных миней основаны на богословских летописных произведениях, собранных Митрополитом Макарием Московским и Всея Руси в 1520—1530 годах. Макарий собрал самые значимые духовные книги своего времени в единую коллекцию, которую назвал «Все книги четьи, яже в русской земле обретаются». Слово «четьи» в переводе с древнеславянского означает «читаемые».

К середине XVI века Макарий завершил работу над 12 большими томами Великих Четьих-миней. В этих томах были собраны жития святых, почитаемых на Руси, а также другая духовная и художественная литература, связанная с ними. В минеях также были указаны церковные уставы, грамоты и «душеполезные» повести. Множество уникальных литературных произведений сохранилось только благодаря тому, что они попали в эту коллекцию.

Минеи стали своеобразным связующим элементом для православного народа. Вокруг сюжетов жития святых появилась и развилась особая культура устного творчества, народных преданий, ремесленных изделий и иконописных мастерских. Фактически, минейная икона является иллюстрацией к сборникам житий святых, которые были известны в России с середины X века. Тогда большинство народа было неграмотным, и религиозные книги были редкостью. Поэтому минейная икона стала самой доступной формой восприятия для людей всех возрастов и сословий. Кроме того, минея служила своеобразным календарем, напоминая людям, кому и о чем молиться в определенный день, как назвать новорожденного ребенка, или кому благодарить за чудесное избавление от болезни.

Минейная традиция, включая иконографию и летописи, стала особым кодом единства веры православных, каноном правильной жизни и ориентиров моральных и нравственных ценностей.

Самые почитаемые православные иконы

  1. Икона Владимирской Богородицы: Эта икона имеет глубокие исторические корни и считается одной из наиболее почитаемых святынь в Русской православной церкви. Верующие обращаются к ней, молясь о защите от врагов, укреплении веры и сохранении целостности страны. Важным моментом в её истории является период XIV—XVI вв.еков, когда она приобрела особое значение во времена нашествий татарских полчищ. Существует предание, будто икону создала сама Богородица ещё при своей земной жизни. Важные события в истории России связываются с молитвами, обращенными к этой иконе.
  2. Икона Спаса Вседержителя: Эта икона, часто известная как «Спас» или «Спаситель», представляет Христа как Небесного Царя. Она занимает центральное место в иконографии Христа и часто размещается в верхней части иконостаса.
  3. Икона Казанской Богородицы: Верующие обращаются к этой иконе с молитвами о исцелении слепоты и защите от вражеских нашествий. Казанская Богородица считается покровительницей в тяжкие времена и благословляет молодоженов, а также приносит счастье и благополучие в семьях. Именно поэтому её часто размещают у детских кроваток. Эта икона широко распространена в православных храмах и семьях, и в период правления династии Романовых она имела особое значение, считаясь покровительницей царской семьи.
  4. Икона «Спас Нерукотворный»: Согласно христианской легенде, первой из всех икон был образ Спасителя. По этой истории, князь Авгарь из города Едессы, страдая от тяжелой болезни, услышал о чудотворных исцелениях, совершаемых Иисусом Христом. Он жаждал увидеть Спасителя лично и послал художника, чтобы тот создал портрет Христа. Однако перед лицом Господа было такое великолепное сияние, что художнику не удалось передать его на холсте. Тогда Спаситель, отерев свое лицо полотенцем, оставил на нем свой образ. Этот образ помог Авгарю исцелиться от болезни. Сегодня верующие обращаются к этой иконе с молитвами, просим о наставлении на праведный путь, избавлении от злых мыслей и спасении души.
  5. Икона святого Николая Чудотворца: Святой Николай Чудотворец известен как покровитель всех, кто постоянно в движении, таких как летчики, рыбаки, путешественники и моряки. Он также считается заступником тех, кого несправедливо обижают, и покровителем детей, женщин, нищих и невинно осужденных. Иконы с изображением святого Николая Чудотворца являются наиболее распространенными в православных храмах по всему миру.

Иконы Иисуса Христа

Иконы Иисуса Христа занимают центральное место в православной традиции. Они изображают Спасителя в различных ипостасях и имеют глубокий духовный смысл. Самые распространенные иконы Христа:

1. Спаситель на престоле в качестве Царя Небесного. Этот образ под названием «Пантократор» («Вседержитель») указывает на божественное всемогущество Христа.

2. Спас Нерукотворный — напоминание о чудесном отпечатке лика Господа на убрусе, посланном Иисусом царю Авгарю.

3. «Спас в силах» — Второе пришествие Христа во славе Судии вселенной в окружении ангелов.

4. Евангельский цикл — сцены крещения, преображения, входа в Иерусалим, Тайной Вечери, Распятия, Сошествия во ад и другие.

Также существуют образы Христа Учителя, Доброго Пастыря, Великого Архиерея, Царя Иудейского в терновом венце. Иконы отражают различные грани Его земной жизни и божественной славы.

Иконы Иисуса Христа

Иконография Спасителя

Икона Святого Архангела Михаила

Михаил считается выдающейся фигурой в ангельской иерархии, его имя «Архангел» переводится как «предводитель ангелов». Он является ведущим ангелом и главой всех небесных сил. Имя Михаил имеет значение «подобный Богу».

Архангелы всегда воспринимались как воины и защитники небесного царства. Среди них, великий Архангел Михаил, считается основным покровителем и защитником христианской веры. Его также называют «Архистратигом», что означает, что он является высшим командующим всех небесных сил.
Согласно священным текстам и традиции, Архангел Михаил всегда стоял на защите человечества и продолжает служить как один из главных защитников веры. Верующие прибегают к иконам Архангела Михаила, чтобы просить защиты от вражеских нападений, внутренних конфликтов и победы над врагами на поле боя.

Священный праздник Архангела Михаила и всех небесных сил отмечается 21 ноября, а также имеется празднование чуда Архангела Михаила в Колоссах 19 сентября. Упоминания о Михаиле можно найти в Ветхом Завете, хотя его имя не упоминается непосредственно, но есть описание ангела, стоявшего перед Иисусом Навином с обнаженным мечом.

В Книге Даниила, Михаил считается защитником избранного народа и Церкви. Его роль подчеркивается в предсказании, что в конце времен Михаил, великий князь, будет защищать народ во времена тяжких испытаний.

Святое писание также описывает, как Михаил вел народ Израиля через пустыню, представляясь в виде облака днем и огненного столпа ночью. Он также участвовал в уничтожении армии Сеннахериба, предотвратил уничтожение церкви в Колоссах и спас молодого человека, брошенного разбойниками в море.

Святой Архангел Михаил почитается наравне с Богородицей, и его имя всегда упоминается в церковных молитвах. Много церквей и монастырей посвящены этому архангелу, и его изображения можно найти в многих домах верующих. Архангел Михаил считается одним из важнейших святых, чья сила и защита остаются надежными во всемирной православной традиции.
Икона Святого Архангела Михаила

Иконы ангелам

Иконы ангелов в православной иконографии представляют собой особый вид икон, которые изображают небесных служителей — архангелов. На таких иконах каждый архангел имеет свою характеристику и символику. Общие иконы ангелов могут включать следующие элементы:
  • Архангел Михаил: Изображается с плащом и латами, часто с крыльями, попирающий под ногами дьявола. В руках может держать копье с белой хоругвью или пламенный меч, на котором начертан красный крест. Символизирует победу над злом и защиту.
  • Архангел Гавриил: Изображается с райской ветвью, принесенной Пресвятой Деве, или с светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа в левой. Символизирует благую весть, анонсирование Божьих посланий.
  • Архангел Рафаил: Изображается с сосудом с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Символизирует исцеление и помощь людям.
  • Архангел Уриил: Изображается с обнаженным мечом в поднятой правой руке на уровне груди, а в опущенной левой руке — «пламень огненный». Символизирует защиту и правосудие.
  • Архангел Селафиил: Изображается в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Символизирует молитву и посредничество.
  • Архангел Иегудиил: Изображается с золотым венцом в деснице и бичом из трех красных или черных вервий в шуйце. Символизирует Божье правосудие и наказание.
  • Архангел Варахиил: На его одежде изображены множество розовых цветов. Розовый цвет символизирует радость и благодать.
  • Архангел Иеремиил: Изображается с весами в руке, символизирующими справедливость и взвешивание дел.
Иконы ангелов являются объектом поклонения и молитвы для верующих, которые обращаются к ним за защитой, помощью и руководством в своей духовной жизни. Каждый архангел имеет свою уникальную символику, которая передает основные аспекты их служения и связанные с ними духовные качества.

Иконы Ангелам

Иконография бесплотных сил

Икона Покрова Богородицы

Икона Покров Богородицы
Икона Покрова Богородицы посвящена одному из великих церковных праздников в русской православной церкви — Покрову Пресвятой Богородицы. В русской культуре слово «покров» имеет два смысла: оно обозначает как покровительство, так и покрывало. В этот день, 14 октября, православные верующие обращаются к Заступнице Небесной, молясь о ее защите и помощи.

Покровская икона изображает чудо, произошедшее в 10 веке во Влахернском храме в Константинополе, когда город был осажден врагами. Во время всенощной молитвы блаженный Андрей увидел удивительное видение, в котором Богородица появилась, окруженная ангелами, апостолами и пророками. Богородица сняла свой покров и распростерла его над молящимися.

Через два века, в 14 веке, в честь этого священного события было создано богослужение, основной идеей которого стало объединение русских людей под покровительством Пресвятой Богородицы, которая считается небесной покровительницей Руси.

Существуют два основных типа икон Покрова: среднерусский и новгородский. В среднерусской иконографии, соответствующей видению блаженного Андрея, Богородица лично несет покров. На новгородских иконах, она изображена в образе Оранты, а ангелы удерживают и расправляют покров над ней.

Молитва перед образом Покрова Богородицы считается действенной во всех обстоятельствах, особенно если молитвы и помыслы молящегося чисты и добры. Этот образ считается духовным щитом, защищающим не только наши головы, но и наши души, и способствующим преодолению как внешних, так и внутренних врагов.

Икона Николая Чудотворца

Среди многочисленных святых икон в Православии одним из наиболее возлюбленных и почитаемых верующими является изображение святого Николая Угодника. В России, после образа Богоматери, он считается самым почитаемым святым. В практически каждом городе России существует Никольский храм, и икона Николая Чудотворца присутствует в каждой православной церкви рядом с образами Богородицы.

Почитание святого Николая началось на Руси с приходом христианства, и он стал покровителем русского народа. В иконографии его часто изображают, ставя слева от Христа и справа от Богородицы.

Святой Николай Угодник жил в 4 веке. С молодых лет он посвятил свою жизнь служению Богу и впоследствии стал священником, а затем архиепископом города Мира в Ликии. Во времена своей жизни он был известен как благодетель и утешитель всех нуждающихся и ведущий заблудших к истине.

Молитва перед иконой Николая Угодника считается защитой от всех бед и помощью в решении различных проблем. Изображение Николая Чудотворца защищает путешественников как по суше, так и по морю, помогает невинно осужденным и тем, кто сталкивается с опасностью неверного осуждения.

Молитва святому Николаю помогает в исцелении от болезней, способствует просветлению ума, благополучному замужеству дочерей и разрешению конфликтов в семье и между соседями, включая военные столкновения. Святитель Николай Мирликийский также ассоциируется с исполнением желаний, и поэтому его сравнивают с Дедом Морозом, который исполняет рождественские пожелания.

Память святого Николая Угодника отмечается три раза в году: 22 мая (весенний Николай, связанный с перенесением его мощей в город Бари в Италии, чтобы предотвратить их осквернение турками), 11 августа и 19 декабря (зимний Николай).

    Лжеиконы

    Лжеиконы — это поддельные или фальшивые иконы, которые имитируют настоящие священные образы, но не имеют никакого духовного или богословского значения. Часто создаются с целью обмана и выдаются за подлинные иконы с целью обогащения или мошенничества. Лжеиконы могут создаваться с применением различных техник, таких как подделка старинных икон, механическая печать или другие способы производства копий.

    Такие действия противоречат духовным и этическим принципам православия и других религиозных верований. Церковь осуждает создание и распространение лжеикон как попытку обмана верующих и нарушение священности икон как духовного символа.

    Для различения настоящих иконы от лжеикон важно обращать внимание на аутентичность, стиль, художественное качество и подлинность истории и происхождения иконы. Официальные духовные организации обычно проводят проверки и аутентификацию икон, чтобы предотвратить распространение лжеикон.

    Иконы Богородицы

    Считается, что первые иконы Богородицы написал апостол и евангелист Лука. Ему приписывают два основных иконографических типа: Одигитрию, где Мария указывает на Богомладенца как Путь ко спасению, и Елеусу (Умиление) — с нежным прижатием Младенца к Себе.

    С XI—XII вв.еков на Русь стали проникать византийские иконы. Русские иконописцы перенимали каноны, создавая списки и вариации известных образов, которые иногда называли по месту особого почитания. Так появились Владимирская, Тихвинская, Иверская и другие иконы. Бытовали и эпитетные иконы с наименованиями из молитв и песнопений.

    Исторически в иконописи Богородицы сложились устойчивые типы изображения — сидящей на троне, стоящей в рост и так далее. Традиционный набор одежд включал длинный мафорий, украшенный звёздами, тунику и иногда омофор.

    Каноны иконографии соединялись на Руси с местными традициями почитания, порождая множество вариаций с щедрой декоративностью русской школы иконописи.

    Подробнее об иконах Богородицы

    Известные иконы Богородицы

      Оставить комментарий