Ибо Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Πάτερ ημών
ο εν τοις ουρανοίς,
αγιασθήτω το όνομα Σου.
Ελθέτω η βασιλεία Σου.
Γενηθήτω το θέλημα Σου, ως εν ουρανώ και επί της γης.
Τον άρτον ημών τον επιούσιον δος ημίν σήμερον.
Και άφες ημίν τα οφειλήματα ημών,
ως και ημείς αφίεμεν τοις οφειλέταις ημών.
Και μη εισενέγκης ημάς εις πειρασμόν,
αλλά ρύσαι ημάς από του πονηρού.
Αμήν.
ПАтэр имОн
О эн тис уранИс
айасфИто то ономА Су.
ЭлфЭто и василИа Су.
ЙенифИто то фэлимА Су, ос эн уранО ке эпИ тис йИс.
Тон Артон имОн тон эпиУсион дос имИн сИмерон.
Ке Афес имИн та офилИмата имОн,
Ос ке имИс афИэмэн тис офилЕтэс имОн.
Ке ми исэнЭнгис имАс ис пиразмОн,
АллА рИсэ имАс апО ту понирУ.
Амин.
Святые отцы о молитве «Отче наш»
Трактование текста «Отче наш»
Отче наш, Иже еси на небесех
Использование обращения к Богу как Отцу не являлось новым для современников Иисуса Христа. Однако, в контексте молитвы, такое личное обращение к Богу было необычным для древних иудеев. Представляя эту молитву своим ученикам, Христос указывает на то, что наши отношения с Богом переходят на новый уровень. Использование слова «наш» подчеркивает коллективный характер этой молитвы — христианин произносит ее от имени всего сообщества, рассматривая его как единую семью. Небеса символизируют духовное пространство, в котором происходит наше общение с Богом.Да святится имя Твое
В Ветхом Завет особое значение придавалось имени Бога, которое Он открыл пророку Моисею как Яхве. Это имя полностью идентифицировалось с Богом, поэтому, когда Иисус Христос говорит об имени Божьем, Он обращается к самому Богу. Фраза «да святится» должна быть понята как призыв к Богу святости, то есть к прославлению Себя в сердцах и жизнях верующих.Да приидет Царствие Твое
Царство Божие представляет собой новое духовное измерение, доступное верующим во Христа в течение их земной жизни. В соответствии с учением митрополита Илариона (Алфеева), Царство Божие является внутренним событием, которое происходит в сердце человека и представляет собой встречу с Богом и откровение Бога человеку. Это переживание может оставаться незамеченным для окружающих.Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли
Человеку Бог дарует свободу воли, что означает, что каждый человек имеет возможность принимать решения и делать выборы. Бог желает, чтобы мы использовали этот дар для того, чтобы действовать в соответствии с Его волей. Основная цель Божьей воли заключается в спасении всех людей и достижении познания истины. Однако, из-за нашей склонности к греху, мы можем отступать от Божьей воли. В молитве мы просим Бога дать нам силы и помощь для исполнения Его воли, чтобы Его воля осуществлялась на земле так же, как она осуществляется на небесах.Хлеб наш насущный даждь нам днесь
С одной стороны, согласно нашим молитвам, мы просим Бога обеспечить нам все необходимое для нашей земной жизни в минимально необходимом количестве. Вспоминая события из книги Исход, Бог питал израильский народ в пустыне небесным манной, которая ежедневно выпадала и обеспечивала их пищей, но не могла быть сохранена на следующий день. С другой стороны, сам Иисус Христос называет себя «хлебом живым», который сошел с небес. В этом контексте, «хлеб насущный» относится к Телу Христову, которым причащаются верующие. Не случайно молитва «Отче наш» читается во время литургии именно перед причащением.И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим
Слово «долг» здесь относится к «согрешениям». Иис Христосчил, что если мы прощаем людям их согрешения, то Отец Небесный также простит нам наши согрешения. Однако, если мы не прощаем людям их согрешения, то и Отец Небесный не простит нам наших согрешений. Произнося эти слова, мы выражаем свое стремление следовать заповеди Спасителя о необходимости прощения, и просим Бога помочь нам в этом стремлении и простить наши согрешения.И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого
Мы осознаем, чтоскушение может быть двояким: это может быть испытание, посылаемое Богом для нашего духов укрепления, а также соблазн, исходящий от дьявола. В этой молитве мы просим Господа, с одной стороны, не подвергать нас испытаниям, которые превышают наши возможности, а с другой стороны, помочь нам противостоять дьявольским соблазнам. Под термином «лукавый» мы понимаем самого дьявола.Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь
Молитва Господ, которую мы произносим, завершается славословием, где мы воздаем похвалу Богу. Обычно, когда мы молимся дома, эти слова не говорятся, и молитва заканчивается просьбой «избавь нас от лукавого». Однако, в богослужебной практике Православной Церкви, это славословие было расширено, и мы произносим: «Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Во время богослужения только священник произносит эту фразу после чтения или пения «Отче наш».