Подписывайтесь в телеграм-канал проекта

Православные онлайн

Ответы на вопросы Православия понятным языком

Великий пост 2024

Великий пост — один из самых почитаемых периодов в православном календаре. Он начинается в понедельник после Прощеного воскресенья и продолжается до Светлого Христова Воскресения, то есть 40 дней (поэтому он называется Четыредесятницей).

Великий Пост, является важным периодом в христианском литургическом году, предшествующим Страстной седмице и празднику Пасхи. Начало Великого Поста зависит от даты Пасхи, поэтому каждый год он начинается в разные дни. Общая продолжительность составляет 40 дней, поэтому пост называют Четыредесятница.

Великий пост это подготовки перед празднованием Светлого Христова Воскресения. В этот период верующие отказываются от определенных пищевых продуктов (обычно мяса и молочных продуктов), а также от некоторых удовольствий и развлечений.

Во время Великого поста также проводятся особые богослужения, включая молитвы, пения и чтение священных текстов. Верующие также могут принимать участие в специальных праздничных службах — Крестный ход или Пасхальная ночь.

Оглавление

  • 7 недель Великого поста
  • 1 неделя — Торжество Православия
  • 2 неделя — Святителя Григория Паламы
  • 3 неделя — Крестопоклонная
  • 4 неделя — Преподобного Иоанна Лествичника
  • 5 неделя — преподобной Марии Египетской
  • 6 неделя — Вход Господень в Иерусалим, неделя вайи
  • 7 неделя — Страстная седмица
Православные посты

7 недель Великого поста

В богослужебном контексте термин «неделя» относится к воскресному дню, который раньше имел значение «выходного дня».

Современное понимание «седмица» это недедя. Шесть недель Великого поста, обозначаемых порядковыми номерами. Каждая из этих седмиц завершается неделей, посвященной определенному празднику или святому.

Великий пост, как период сугубого покаяния, заканчивается в пятницу шестой седмицы. Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) являются исключениями и не входят в состав Великого поста, хотя пост в эти дни сохраняется.

Седьмая седмица — Страстная — также не включается в святую Четыредесятницу с точки зрения богослужения. Эти дни посвящены не нашему покаянию, а памяти последних дней жизни Христа. Седьмое воскресенье — Пасха.

1 неделя (18−24 марта 2024) — Торжество Православия

Православные посты
В этом названии отражана память о победе над иконоборчеством — ересью, которая отрицала иконы.

В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом этого решения стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано в 754 году на Иконоборческом соборе при поддержке императора Константина V Копронима, который жестоко преследовал православных почитателей икон, особенно монахов.

Гонения на иконопочитателей были столь же жестокими, как гонения на Церковь со стороны языческих императоров Диоклетиана и Нерона. Согласно свидетельству летописца Феофана, современника этих трагических событий, император «…многих монахов умертвил ударами бичей и даже мечом, ослепил бесчисленное множество; у некоторых лица и головы обжигали, намазывая их бороду воском и маслом, а затем поджигали; других после множества пыток отправляли в изгнание».

Личное торжество

Если говорить о личном духовном значении праздника для верующего, то Торжество Православия можно воспринимать в более широком смысле, не ограничиваясь только догматическими и богословскими аспектами. Когда человек начинает поститься, усиливает свою молитвенную практику и ограничивает свои желания, возникает чувство радости и торжества веры. Это уже становится личным опытом каждого человека, а не просто воспоминанием о событиях и дискуссиях в Церкви, произошедших много веков назад.

Торжество Православия также можно понимать как личное стремление к началу Великого поста, когда верующий человек действительно старается жить по христианским принципам, в максимально возможной для себя мере. В первую очередь, это проявляется в усилении молитвенной жизни и посещении богослужений. И все эти усилия в конечном итоге приводят к торжеству личной веры. Именно на этом следует сосредоточиться, а не только на догматических определениях и правилах.

2 неделя (25−31 марта 2024) Святителя Григория Паламы

2 неделя — Святителя Григория Паламы
Вторая неделя Великого поста посвящена святителю Григорию Паламе, Это православный теолог и монах, который жил в 14 веке. Он стал одним из главных защитников и проповедников учения о богочеловеческой природе Христа и о возможности причастия человека к божественной энергии.

В XIV веке святитель Григорий Палама стал епископом Фессалоники. Он принял участие и победил в одном из самых сложных богословских споров в истории христианства. Основной вопрос этой полемики заключался в том, как связан мир, созданный Богом, со Своим Творцом и существует ли эта связь вообще. Или Бог настолько отдален от мира, что человек может познать Его только после смерти, когда его душа покидает этот мир.

Святитель Григорий Палама выразил свою точку зрения в следующей формулировке: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». Согласно его учению, весь наш мир существует благодаря творческим энергиям Бога, которые непрерывно поддерживают его в существовании. Мир не является частью Бога, но и не полностью отделен от Него. Их связь можно сравнить со звучанием музыки, которая не является частью музыканта, но воплощает его творческую задумку и звучит только благодаря его творческому действию.

Учение святителя Григия Паламы не было новым в Церкви. Догматически его учение сходно с учением святого Симеона Нового Богослова о Божественном свете и учением преподобного Максима Исповедника о двух волях во Христе. Однако именно святитель Григорий Палама наиболее полно выразил церковное понимание этих важнейших вопросов для каждого христианина. Поэтому Церковь чтит его память во вторую неделю Великого поста.

3 неделя (1−7 апреля) — Крестопоклонная

Крестопоклонная неделя
Середина Великого Поста, которая называется Крестопоклонной Неделей, является особенной. В этот период Поста из алтаря выносится украшенный цветами Крест для поклонения. Крест размещается посреди храма и остается там до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

4 неделя (8−14 апреля) Преподобного Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанна Лествичник
Четвертая неделя Великого поста в Православной Церкви посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой монах, живший в VI веке, стал известен своим учением о духовном подъеме и духовной лестнице, которую каждый человек может преодолеть в своем стремлении к Богу.

Преподобный Иоанн Лествичник был монахом в монастыре Синая на горе Синай. Он сам преодолел множество испытаний и собственных слабостей, прежде чем достиг духовного совершенства. Его основное произведение — «Лествица», известная также как «Лествица Иакова» или «Лествица восхождения». В этом труде он описывает 30 ступеней духовного развития, которые человек должен пройти, чтобы достичь совершенства в отношениях с Богом.

Учение преподобного Иоанна Лествичника имеет большое значение для постящихся во время Великого поста. В этот период верующие стремятся очистить свои сердца и умы, отказываясь от плотских удовольствий и практикуя пост, молитву и творчество добра. Учение Иоанна Лествичника напоминает нам о важности постепенного духовного роста и преодоления своих страстей и недостатков.

5 неделя (15−21 апреля) преподобной Марии Египетской

преподобная Мария Египетская
Пятая неделя Великого поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской. Этот святой образец покаяния и обращения к Богу вдохновляет верующих во время поста и напоминает о силе и милости Божьей.

Преподобная Мария Египетская жила в IV—V вв.еках и провела большую часть своей жизни в греховом образе жизни. Она была проституткой, жила в разврате и пренебрегала моральными принципами. Однако, после многих лет такой жизни, Мария осознала свою греховность и решила обратиться к Богу.

Мария отправилась в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам, но ей было запрещено войти в храм. Она осознала, что ее грехи не позволяют ей приблизиться к святости, и решила провести остаток своей жизни в пустыне в покаянии и молитве. Мария прожила около 47 лет в пустыне, отказываясь от материальных благ и посвящая себя молитве и покаянию.

Преподобная Мария стала известна своей преданности и строгости в отношении себя. Она отказывалась от еды и питья, жила в полной нищете и боролась с искушениями дьявола. Ее жизнь в пустыне была полна трудностей, но она неуклонно продолжала свое стремление к Богу.

Через все эти годы преподобная Мария Египетская достигла духовного совершенства. Она обрела прозрение и увидела свои грехи с ясностью. Ее покаяние было искренним и глубоким, и она получила прощение и милость Божью. В конце своей жизни Мария встретилась с аббатом монастыря и рассказала ему свою историю, просив его причастить ее Святой Евхаристии перед ее кончиной.

Великий пост — это время, когда мы можем взять пример с преподобной Марии и обратиться к Богу с искренним покаянием. Мы можем отказаться от наших грехов и стремиться к духовному росту. Мария напоминает нам, что никогда не слишком поздно изменить свою жизнь и обратиться к Богу.

6 неделя (22−28 апреля) Вход Господень в Иерусалим, неделя вайи

Вход Господень в Иерусалим
Название происходит от греческого слова «вайи». Так называют широкие листья пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въездом Христа в город за неделю до распятия.

Неделя Вайи, представляет собой важный эпизод в христианской традиции, известный как Вход Господень в Иерусалим. Это событие отмечается в Великую субботу, перед Пасхальными праздниками.

Вход Господень в Иерусалим является одним из ключевых моментов в жизни Иисуса Христа, описанных в Евангелиях Нового Завета. Согласно текстам, Иисус и его ученики прибыли в Иерусалим, чтобы отпраздновать ежегодный иудейский праздник, который отмечает освобождение иудейского народа из рабства в Египте.

Вход Господень в Иерусалим был особенным моментом для Иисуса и его последователей. По прибытии в город, Иисус был приветствован большими толпами людей, которые расстилали свои одежды на земле и раскидали пальмовые ветви по дороге, чтобы приветствовать его как Мессию и Царя Израиля. Этот эпизод часто называют «Триумфальным входом», так как он символизирует торжественное признание Иисуса Христа как долгожданного спасителя.

Вход Господень в Иерусалим был связан с ожиданиями иудейского народа, которые надеялись на приход Мессии, который освободит их от римского господства и восстановит Израиль как независимое царство. Поэтому, приветствие Иисуса как Мессии было символическим актом, который вызвал эмоциональную реакцию у многих людей.

Исследования также указывают на то, что Вход Господень в Иерусалим был политически значимым событием. В то время Иерусалим был центром религиозной и политической власти, подконтрольной римским властям. Поэтому, приветствие Иисуса как Мессии и Царя могло быть воспринято как вызов римскому правительству и еврейским религиозным лидерам.

Вход Господень в Иерусалим имеет глубокое духовное значение для христиан. Он отражают веру в Иисуса Христа как Спасителя и обращение к нему в качестве Царя и Господа. Эти события также связаны с пасхальным периодом, который символизирует спасение и освобождение от греха через жертву Христа на кресте.

7 неделя (29 апреля - 4 мая)— Страстная седмица

Страстная седмица
Страстная седмица, также известная как Великая неделя, является последней неделей Великого поста в христианской традиции. Она начинается с Входа Господня в Иерусалим в Воскресение и заканчивается Страстной пятницей, когда Иисус Христос был распят на кресте.

В течение Страстной седмицы происходят ряд важных событий, связанных с жизнью и страданиями Иисуса Христа. Вот некоторые факты о Страстной седмице:

  1. Вход Господень в Иерусалим: Это событие произошло в первый день Страстной седмицы и отмечает торжественное приветствие Иисуса Христа как Мессии и Царя Израиля. Он был встречен толпами людей, которые раскидали пальмовые ветви и одежды на дороге, чтобы приветствовать его.
  2. Учение и притчи: В течение Страстной седмицы, Иисус проводил время с учениками, учил их и давал притчи. Он также проводил последнюю вечерю с учениками, во время которой он установил Евхаристию — принятие хлеба и вина в память о его телесной жертве.
  3. Изгнание торговцев из храма: Иисус пришел в храм и изгнал торговцев и деньговых меняльщиков, которые занимались коммерцией на святом месте. Это был акт протеста против коммерциализации религии.
  4. Тайная вечеря: В последний вечер перед своей казнью, Иисус собрался с учениками, чтобы отпраздновать Пасху. Во время этой тайной вечери он учредил Евхаристию и предсказал предательство одного из своих учеников, Иуды Искариота.
  5. Суд и распятие: В ночь с четверга на пятницу, Иисус был арестован и предан суду. Понтий Пилат, римский прокуратор, осудил его на смерть распятием. Иисус был распят на кресте и умер в пятницу, что считается Страстной пятницей.
Страстная седмица является временем глубокого покаяния и смирения для христиан. Она напоминает о страданиях и жертве Иисуса Христа во имя спасения человечества. В этот период верующие сосредотачиваются на молитве, посте и размышлениях о значении страданий Христа и его воскрешении в Великую субботу, которая является завершением Страстной седмицы.

Еда в Великий пост

Правила поста предусматривают несколько уровней воздержания в пище, и различают следующие варианты трапез:

  1. Скоромная пища — в обычные дни разрешено употребление любых продуктов: мясо, молочные продукты, яйца, рыба, морепродукты, овощи, фрукты, зерновые. В древности существовали различные формы трактовки, например, птица не всегда приравнивалась к мясу.
  2. Пища с рыбой — разрешены продукты растительного происхождения, рыба, масло и вино. Мясо и молочные продукты исключены.
  3. Пища с растительным маслом — разрешены овощи, крупы и растительное масло. В некоторые дни допускается вино и морепродукты.
  4. Пища без масла — овощи, фрукты и крупы без добавления растительного масла.
  5. Сухоядение — невареная пища, состоящая из орехов, сырых овощей, фруктов или хлеба. Хотя хлеб готовится с термической обработкой, он допустим в этот период.

Богослужения в Великий пост

Богослужебные традиции Великого поста отличаются своей строгостью и особенным чином. В этот период совершаются покаянные службы, которые включают в себя земные поклоны, великое количество молитв и прошений. Основной богослужебной книгой является Триодь Постная, содержащая песнопения и молитвы, соответствующие духу покаяния и духовного очищения.

Одной из главных особенностей Великого поста является литургия Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам. Эта служба соединяет в себе вечерню и причастие освященными ранее Дарами, и придает постному периоду особую благоговейность и молитвенный настрой. Упор в богослужениях делается на смирение, внутреннее покаяние и молитву за прощение грехов.

Традиции Великого поста

В народной традиции Великий пост был временем строгого воздержания не только в пище, но и в обычаях. На Руси в этот период строго соблюдались все предписания Церкви, и пищевые ограничения стали неотъемлемой частью культуры. Народ считал, что строгое соблюдение поста способствует духовному очищению, помогает избавиться от грехов и подготовиться к светлому празднику Пасхи.

Наряду с ограничениями в пище, на Руси бытовали постные блюда, которые готовили хозяйки. Среди них: грибные супы, квашеная капуста, щи на овощном отваре, разнообразные блюда из круп. В деревнях в Великий пост устраивали народные гуляния, но без излишней роскоши и сдержанно. Традиция постной выпечки тоже была популярной — женщины пекли пресные лепешки и постные пироги.

Значение Великого поста

Великий пост — это особое время духовной подготовки, которое позволяет верующим сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, размышлять о своей жизни и грехах. Пост не ограничивается только воздержанием в пище, но включает в себя глубокое покаяние и стремление к духовному очищению.

Смысл Великого поста заключается в соединении тела и духа через воздержание, молитву и покаяние. Это период, когда христиане призваны отказаться от мирских удовольствий, переоценить свои поступки и подготовить сердце к встрече с Воскресшим Христом. Пост является не только очищением, но и возможностью для обновления, обретения внутреннего мира и смирения перед Богом.

Важно также помнить, что пост — это не просто внешнее воздержание. Церковь напоминает, что отказ от пищи без изменения сердца — это лишь диета. Истинный пост предполагает любовь к ближнему, прощение обид и стремление к праведной жизни.

Подать записку

Вы можете подать записку бесплатно, потому что нашему сайту помогают прихожане нескольких храмов — это сообщество православных верующих, на энтузиазме которых и держится наш проект. Они передают ваши записки на ближайшем богослужении безвозмездно.

Подать записку

Наш сайт не принимает оплату, мы передаем ваши записки в другие Храмы безвозмездно