Православные онлайн

Ответы на вопросы Православия понятным языком

Иисус Христос

Иисус Христос является Богом в прямом, а не переносном смысле этого слова. Он имеет ту же истинную природу Бога, что и Бог Отец, о чем Сам говорит: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30) (см. также Ин. 1:1). Во время воплощения Сына Божьего участвовали Отец, Сын и Святой Дух (а не только Сын, хотя только Сын воплотился).

Как Бог, Иисус Христос обладает полнотой всех божественных совершенств, отличаясь от Отца и Святого Духа только своим вечным бытием (личным ипостасным свойством): Он вечно рождается от Бога Отца.

Иисус Христос не просто Бог; Он — воплотившийся Сын Божий (1 Тим. 3:16), Бог-Слово, ставший плотью (Ин. 1:14), полностью Бог и полностью Человек (Лк. 2:6−7), Богочеловек (Лк. 1:35).

Воплощение Сына Божьего соответствовало Божьим планам о спасении человека. Во время воплощения Сына Божьего участвовали Отец, Сын и Святой Дух (а не только Сын, хотя только Сын воплотился).

Как Богочеловек, Иисус Христос имеет две природы: божественную и человеческую; можно сказать, что в Его личности соединены две сущности: божественная и человеческая; эти сущности объединены нераздельно (без слияния), неизменно (без изменения какой-либо из объединенных сущностей), нераздельно (в одном Лице — Лице Сына Божьего), неразлучно (навсегда).

Как Человек, Иисус Христос имеет тело и душу.

Как в Иисусе Христе соединены две природы, также в Нем соединены и две воли, причем человеческая воля в Христе не противится, а подчиняется Его божественной воле.

Поскольку Иисус Христос — и Бог, и Человек, Он действует как Бог и как Человек.

Иисус Христос (Бог, воплотившийся) не был осквернен первородным грехом (не имел склонности к злу) и не совершил ни одного личного греха: Он безгрешен. Иисус Христос — Сын Божий, Бог; святость Божья и грех несовместимы по своей природе.

В Новом Завете Он именуется Христом, Мессией, Единородным Сыном, Сыном Божьим, Сыном Человеческим, Агнцем, Господом, Дитя Божье, Сыном Давида, Спасителем и другими титулами.

Иисус Христос страдал и умер на кресте не по божественной природе, но как Человек (по человеческой природе). Он страдал душевно и телесно. Однако, поскольку Его личность — божественная, можно сказать, что на Кресте страдал Сам Бог (страдал по человеческой, но не по божественной природе).

Через Крестные страдания и смерть Спасителя было совершено искупление человека. Христос принял страдания и смерть не потому, что не мог избежать этого, но добровольно, ради спасения людей, в соответствии с Божьими планами о спасении.

Плоть Христа стала нетленной после Воскресения. Вознесшись выше небес, Он воссел по правую руку Отца.

Во время Своего первого пришествия Иисус Христос был в уничижении, но во второй раз Он придет во славе и величии Своем, после чего состоится Страшный Суд.
иисус христос

Канонические Евангелия

Основными свидетельствами о земной жизни и учении Иисуса Христа являются канонические Евангелия — Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна. Древняя Церковь признала эти тексты апостольского происхождения и соответствующими устному преданию о жизни и учении Спасителя, включив их в Новый Завет.

В процессе формирования новозаветного канона Церковь столкнулась с критикой, высказываемой как внутри, так и вне Церкви, в адрес этих текстов. Одним из основных аргументов противников канонических Евангелий было указание на различия в повествованиях евангелистов, которые, по их мнению, противоречат друг другу и, следовательно, не могут быть истинными. В ответ на это церковные писатели предприняли многочисленные попытки доказать единство Евангелий, указывая на мнимый характер этих различий (см. статью «Гармонизация евангельская»).

С начала XVIII века в европейской библеистике различия между Евангелиями стали рассматриваться с другой точки зрения, а именно как результат процесса формирования окончательного текста на основе различных источников. В связи с этим вопрос о исторической достоверности стал формулироваться не в отношении самих Евангелий, а в отношении гипотетических текстов и устных преданий, которые вошли в них (см. разделы «Происхождение и источники Евангелий» и «Евангелие как исторический источник»).