Текст - Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
- И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
- Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
- Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
- Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
- И воскресшаго в третий день по Писанием.
- И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
- И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
- И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
- Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
- Исповедую едино крещение во оставление грехов.
- Чаю воскресения мертвых
- И жизни будущаго века.
- Аминь.
ПодробнееСимвол веры, известный как «Никео-Царьградский Символ веры», является основной формулой христианского вероисповедания, в которой компактно изложена суть христианского учения. Он был принят в двух этапах: первоначальная версия была утверждена на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году, а окончательный вариант был принят на Втором Вселенском соборе в Константинополе (Царьграде) в 381 году.
Символ веры состоит из 12 утверждений, называемых «членами», каждый из которых раскрывает ключевой аспект веры. Они включают веру в Бога Отца, в Иисуса Христа как Сына Божьего, веру в Святого Духа, в Церковь, в одно крещение, способное очистить от грехов, и в воскресение мертвых. Символ веры регулярно читается во время литургии и во время таинства крещения.
Одним из ключевых различий между католиками и православными является формулировка одного из членов Символа веры. Православные говорят «в Духа Святаго, иже от Отца исходящего», тогда как католики используют формулировку «в Духа Святаго, иже от Отца и Сына исходящего». Это известно как спор о филиокве (filioque) и касается вопроса об исхождении Святого Духа.
Таким образом, символ веры является сжатым и значимым выражением христианской веры, содержащим ключевые принципы вероучения и отражающим важные теологические различия между разными христианскими традициями.
Комментарий священникаСимвол веры, по словам священника, представляет собой формулировку веры христиан в Бога. В начале символа утверждается вера в единого Бога Отца, Сына Божьего, Иисуса Христа, и затем кратко описывается Его жизнь. Отмечается существенное различие между Его рождением и творением, говорящее о том, что Он был рожден Отцом до начала времен. Этот символ является поэтическим произведением, за которым скрывается нечто непостижимое, выражаемое только через поэзию — божественная сущность Отца, Сына и Святого Духа. Однако также отмечаются земные реалии, связанные с евангельскими событиями, такими как события, связанные с Иисусом, совершенные для нас людей, ради нашего спасения.
Смерть Христа не была случайностью, а являлась жертвой, принесенной для подтверждения того, что Он — Мессия, Спаситель. Он был распят за нас, и это вызывало недоумение у израильского народа и особенно у первосвященников и фарисеев. Как можно было представить, что Тот, кто спасает, сам подвергается пыткам, смерти и умирает? Это покажется нелепостью для Мессии, это кажется чем-то непонятным.
Трудно представить, чтобы такмощное движение, как христианство, которое вызвало революционные изменения во всем мире, было основано на сговоре двенадцати человек, которые собрались обмануть и ввести всех в заблуждение.
Затем символ веры говорит о Духе Святом, особой силе, исходящей от Бога. Здесь мы выражаем нашу веру в Святую Троицу. Это понятие Бога, которое сложно для нас постичь, но через него Бог открывает нам свою внутреннюю жизнь.
Молитва заканчивается словами «Чая воскресения мертвых и жизни будущего века». Отцы Церкви, понимая наши трудности и недостаток веры, осторожно не вкладывают в наши уста слова «Верую в воскресение мертвых». Они оставляют место для ожидания. Эта фраза говорит о нашей надежде.
Мы можем искренне сказать: мы веруем в Бога, мы веруем во Христа. Однако наш опыт не дает нам с полной уверенностью заявить, что мы воскреснем. Да, есть люди, пережившие клиническую смерть или подобные ситуации, которые свидетельствуют об этом. Однако даже для них это остается предметом веры и, следовательно, сомнения. И здесь важно помнить, что сомнение не противоположно вере. Противоположно вере равнодушие и безразличие, а сомнение — это нормально. Когда человек сомневается, он ищет, это означает, что для него это важно, это имеет значение.