Православные онлайн

Ответы на вопросы Православия понятным языком

Трисвятое

Молитва «Трисятое» — это одна из основных молитв Православной Церкви, которая является выражением веры в Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Эта молитва также называется «Трисвятая» или «Троичная молитва» или «Ангельская песнь»

Эта молитва является одной из самых распространенных и часто произносится во время богослужений, личных молитв и домашнего молитвенного правила. Она напоминает верующим о Божьей святости, милосердии и величии.

Молитва «Трисвятое» имеет глубокий духовный смысл и помогает верующим укрепить свою веру в Троицу и обратиться к Богу с почтением и покаянием. Она также служит напоминанием о нашей зависимости от Божьей милости и помощи во всех аспектах нашей жизни.
Трисвятое

Появление молитвы

Согласно преданию, молитва «Трисвятое» была услышана мальчиком от Ангелов во время его покаянного моления во время землетрясения, произошедшего в Константинополе в период в Х веке. Считается, что именно в это время молитва была впервые введена в богослужебное использование.

В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца. Крепким — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя Он страдал и умер. Бессмертным — Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям. Название молитвы происходит из-за того, что слово «святый» повторяется три раза.

Текст молитвы

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»

Использование молитвы в богослужении

Молитва «Трисятое» используется в различных частях богослужебной практики Православной Церкви. Она является неотъемлемой частью следующих богослужебных моментов:

  1. Начало обычного богослужения: Молитва «Трисвятое» часто используется в качестве составной части начала обычного богослужения. Она является важным элементом при вступлении в молитвенный ритуал и напоминает верующим о святости Божьей Троицы.
  2. Литургия оглашенных: Перед чтением прокимна и Апостола на Литургии оглашенных также произносится молитва «Трисвятое». Это служит подготовкой к чтению Священного Писания и призывает верующих обратиться к Богу за благословением и помощью.
  3. Великое славословие: В конце великого славословия, которое является одной из основных частей богослужения, также произносится молитва «Трисвятое». Она заключает в себе призыв к Божьей милости и благословению.
  4. Чин отпевания: В конце чина отпевания, который проводится в память усопших, также принято произносить молитву «Трисвятое». Это помогает верующим помолиться за умерших и просить о прощении и спасении их душ.

Кроме того, на некоторые праздники и памятные дни во время Литургии используются вариации молитвы «Трисвятое». Например, вместо обычной формы молитвы используется песнопение «Елицы во Христа крестистеся» в праздники, такие как Рождество Христово, Богоявление, Лазарева суббота, Великая суббота, Пасха и Светлая седмица. А в праздники, посвященные Кресту Христову, используется песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».

Структура современного текста

Молитва «Отче наш» состоит из семи фраз, которые сложены в с тройную структуру: призывание, славословие, прошение. А так же две отдельные группы из трёх фраз, где первая часть — о небесном, вторая — о земном.

Призывание
  • Отче наш, иже еси на небесех.
Славословие
  • Да святится имя Твое
  • Да приидет царствие Твое
  • Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли
Прошение:
  • Хлеб насущный даждь нам днесь
  • И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим
  • И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго
Заключение «ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь» — это часть литургии Православной церкви.

Святые отцы о молитве «Отче наш»

Св. праведный Иоанн Кронштадтский
«Если воистину ты называешь Бога Отцом своим, то надейся же на Него, как на Отца единого, всеблагого, всемогущего, премудрого, неизменяемого в любви Своей и во всех совершенствах.»

Преподобный Амвросий Оптинский
«Читайте „Отче наш“, да не лгите: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем…»

Святитель Кирилл Иерусалимский
«Да святится имя Твое… Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начинает оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.»

Трактование текста «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех

Использование обращения к Богу как Отцу не являлось новым для современников Иисуса Христа. Однако, в контексте молитвы, такое личное обращение к Богу было необычным для древних иудеев. Представляя эту молитву своим ученикам, Христос указывает на то, что наши отношения с Богом переходят на новый уровень. Использование слова «наш» подчеркивает коллективный характер этой молитвы — христианин произносит ее от имени всего сообщества, рассматривая его как единую семью. Небеса символизируют духовное пространство, в котором происходит наше общение с Богом.

Да святится имя Твое

В Ветхом Завет особое значение придавалось имени Бога, которое Он открыл пророку Моисею как Яхве. Это имя полностью идентифицировалось с Богом, поэтому, когда Иисус Христос говорит об имени Божьем, Он обращается к самому Богу. Фраза «да святится» должна быть понята как призыв к Богу святости, то есть к прославлению Себя в сердцах и жизнях верующих.

Да приидет Царствие Твое

Царство Божие представляет собой новое духовное измерение, доступное верующим во Христа в течение их земной жизни. В соответствии с учением митрополита Илариона (Алфеева), Царство Божие является внутренним событием, которое происходит в сердце человека и представляет собой встречу с Богом и откровение Бога человеку. Это переживание может оставаться незамеченным для окружающих.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли

Человеку Бог дарует свободу воли, что означает, что каждый человек имеет возможность принимать решения и делать выборы. Бог желает, чтобы мы использовали этот дар для того, чтобы действовать в соответствии с Его волей. Основная цель Божьей воли заключается в спасении всех людей и достижении познания истины. Однако, из-за нашей склонности к греху, мы можем отступать от Божьей воли. В молитве мы просим Бога дать нам силы и помощь для исполнения Его воли, чтобы Его воля осуществлялась на земле так же, как она осуществляется на небесах.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь

С одной стороны, согласно нашим молитвам, мы просим Бога обеспечить нам все необходимое для нашей земной жизни в минимально необходимом количестве. Вспоминая события из книги Исход, Бог питал израильский народ в пустыне небесным манной, которая ежедневно выпадала и обеспечивала их пищей, но не могла быть сохранена на следующий день. С другой стороны, сам Иисус Христос называет себя «хлебом живым», который сошел с небес. В этом контексте, «хлеб насущный» относится к Телу Христову, которым причащаются верующие. Не случайно молитва «Отче наш» читается во время литургии именно перед причащением.

И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим

Слово «долг» здесь относится к «согрешениям». Иис Христосчил, что если мы прощаем людям их согрешения, то Отец Небесный также простит нам наши согрешения. Однако, если мы не прощаем людям их согрешения, то и Отец Небесный не простит нам наших согрешений. Произнося эти слова, мы выражаем свое стремление следовать заповеди Спасителя о необходимости прощения, и просим Бога помочь нам в этом стремлении и простить наши согрешения.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого

Мы осознаем, чтоскушение может быть двояким: это может быть испытание, посылаемое Богом для нашего духов укрепления, а также соблазн, исходящий от дьявола. В этой молитве мы просим Господа, с одной стороны, не подвергать нас испытаниям, которые превышают наши возможности, а с другой стороны, помочь нам противостоять дьявольским соблазнам. Под термином «лукавый» мы понимаем самого дьявола.

Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

Молитва Господ, которую мы произносим, завершается славословием, где мы воздаем похвалу Богу. Обычно, когда мы молимся дома, эти слова не говорятся, и молитва заканчивается просьбой «избавь нас от лукавого». Однако, в богослужебной практике Православной Церкви, это славословие было расширено, и мы произносим: «Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Во время богослужения только священник произносит эту фразу после чтения или пения «Отче наш».

Другие важные молитвы