Православные онлайн

Ответы на вопросы Православия понятным языком

Славословие

В православном богослужении есть молитвенное песнопение, которое основано на ангельской песне, пропетой пастухам при благовестии о Рождении Иисуса Христа.

Великое славословие — это древний гимн, который был составлен в IV—V вв.еках. Он имеет две версии, которые отличаются порядком строк и небольшими изменениями в тексте. Одна версия, известная как «праздничная», исполняется в праздничные и воскресные дни, в то время как другая версия, известная как «вседневная», используется в будни. В современной практике богослужения обычно исполняется только праздничная версия Великого славословия.
Славословие

Великое славословие

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя, вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́.
Го́споди Царю́ Небе́сный, Бо́же Отче Вседержи́телю, Го́споди, Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, Агнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, взе́мляй грех ми́ра, поми́луй нас; взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ моли́тву на́шу; седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Яко Ты еси́ един Свят, Ты еси́ еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.
На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки и в век ве́ка. Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам.
Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки. Ами́нь.
Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя. Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м. Благослове́н еси́, Влады́ко, вразуми́ мя оправда́нием Твои́м (трижды).
Го́споди, Прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́.
Го́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой; яко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость Твою́ ве́дущим Тя.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас (трижды).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

Малое славословие

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь

Вседневное славословие (на будничных, великопостных праздничных утренях, а также на повечериях)

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́.
Го́споди, Царю́ Небе́сный, Боже, О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, А́гнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, взе́мляй грех ми́ра, поми́луй нас. Взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ моли́тву на́шу. Седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Я́ко Ты еси́ Еди́н Свят; Ты еси́ Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, во сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.
На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки, и в век ве́ка.
Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́.
Го́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой, я́ко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость Твою́ ве́дущим Тя.

Трактование

Славословие начется ангельской песнью, которая звучит при рождении Спасителя. Это особенное песнопение, которое возвращает нас к началу утрени, когда оно уже близится к концу. В церковной песне применяется любимый прием — возвращение к началу. Ангельская песнь, так высокая и небесная, освящает наши уста и готовит нас к собственной песне, которая начинается со слов: «хвалим Тебя, благословим Тебя, кланяемся Тебе». Эти слова напоминают нам о великой песне литургии, где мы прославляем Господа, благословляем Его и благодарим Его. Хотя не указывается за что мы поем, благословляем и благодарим Господа, эти слова указывают на верховную причину нашей хвалы, поклонения и благодарения — великую славу Божию.

После прославления Бога в песне, следует молитва к Нему. Молитва обращается к лицам Святой Троицы отдельно. Особое внимание уделяется Ходателю нашему на небе, Агнцу Божию, у Которого мы просим помилования. Мы просим о прощении наших грехов в наших молитвах, которые становятся все длиннее и приближаются к концу. Чтобы убедиться в успехе этой просьбы, мы исповедуем Христа перед самым причащением Святых Таин. Это заканчивает первую часть великого славословия.

Вторая часть уже не так радостна и восторженна. Она состоит из слов Святого Писания и почти полностью является компиляцией. Прекрасное прославление Бога, которое наполняет ее, омрачается осознанием нашей греховности, которая может нарушить это вечное прославление Божие. Мы молим Бога сохранить нас от греховного дня и прославляем Его. Затем следует второе «аминь».

Третья часть полностью молитвенная. Здесь покаянная скорбь усиливается, и радостное прославление Бога едва прорывается в отдельных выражениях. Молитва начинается с просьбы о милости Божьей, с надеждой на Бога. Затем эта общая молитва становится более конкретной и сводится к просьбе научить нас оправданиям Божьим. Мы просим Бога очищения от грехов и способности исполнять Его волю. Только Бог может дать нам и то, и другое. Молитва заканчивается уверенностью в исполнении ее, основанной на близости Бога к нам.

Эта длинная песнь не имеет очень тесной связи между отдельными предложениями. Переходы от одной мысли к другой происходят неожиданно. Песнь состоит из молитвенных и хвалебных восклицаний, каждое из которых само по себе полно и закончено. Все выражения взяты из Святого Писания, и выбраны самые сильные.

Другие важные молитвы