Энциклопедия

Трихотомия

Трихотомия - это богословский термин, который описывает концепцию человека как трехчастного существа, состоящего из духа, души и тела. Термин происходит от греческого слова "τριχοτομία", что означает разделение на три части. В то время как большинство святых отцов придерживались дихотомической точки зрения, считая, что человек состоит только из души и тела.
В#nbsp;богословской литературе существуют две точки зрения относительно состава человека:

  • человек состоит из#nbsp;души и#nbsp;тела
  • человек состоит из#nbsp;духа, души и#nbsp;тела. Священное Писание может поддерживать обе точки зрения.

Поддержку первой точки зрения можно найти в#nbsp;некоторых библейских высказываниях, которые описывают человека как двухчастное существо:

«Итак прославляйте Бога и#nbsp;в#nbsp;телах ваших, и#nbsp;в#nbsp;душах ваших, которые принадлежат Богу» (1 Коринфянам 6:20);
«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, да#nbsp;очистим себя от#nbsp;всякой скверны плоти и#nbsp;духа, совершая освящение в#nbsp;страхе Божием» (2 Коринфянам 7:1).

Приверженцы второй точки зрения, трихотомисты, опираются на#nbsp;библейские выражения, которые помимо души и#nbsp;тела, упоминают также дух:
«Ибо слово Божие живо и#nbsp;действенно и#nbsp;острее всякого меча обоюдоострого, проникающее до#nbsp;разделения души и#nbsp;духа, суставов и#nbsp;мозгов, и#nbsp;судящее помышления и#nbsp;намерения сердечные» (Евреям 4:12);
«Сам#nbsp;же Бог мира да#nbsp;освятит вас целиком, и#nbsp;дух ваш, и#nbsp;душа, и#nbsp;тело да#nbsp;сохранятся без порока в#nbsp;пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 5:23).

Множество святоотеческих трудов подтверждают, что человек состоит из#nbsp;двух субстанций#nbsp;— души и#nbsp;тела. В#nbsp;этом контексте человек сравнивается как с#nbsp;ангельским миром, так и#nbsp;с#nbsp;видимым миром. Невидимая разумная душа сближает человека с#nbsp;ангелами, а#nbsp;тело#nbsp;— с#nbsp;видимым миром.

Термин «дух», который упоминается в#nbsp;Писании в#nbsp;контексте человека, иногда может пониматься как#nbsp;ум. В#nbsp;этом случае подчеркивается, что дух или ум#nbsp;является неотъемлемой частью души, которая обладает разумом. Дух является руководящим началом души, но#nbsp;не#nbsp;третьей, самостоятельной субстанцией, наравне с#nbsp;телом и#nbsp;душой.

Иногда, когда речь идет о#nbsp;противопоставлении духовного человека душевному, термин «дух» можно отнести к#nbsp;особому состоянию души, особому духовно-нравственному расположению, которое обращено к#nbsp;Богу и#nbsp;Добру.
Т