Софиология — религиозно-философское учение, основным предметом которого является идея о Премудрости (Софии) как высшем созидательном начале мироздания. Корни софиологии восходят к библейским текстам, в особенности к Книге Премудрости Соломона, где Премудрость представлена как изначальный замысел Творца и сила, все устрояющая.
В православной догматической традиции под Софией Премудростью Божией понимается Второе Лицо Святой Троицы — Бог Сын, предвечно рожденный от Бога Отца. Именно Сын является ипостасной, личностной и живой Премудростью Отца, через Которую сотворен мир и получает бытие всё сущее.
Софиология как богословское направление наиболее ярко проявилась в творчестве русских религиозных мыслителей XIX—XX вв.еков: В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева и других. Они развивали учение о Софии как о совершенном замысле Божием о мире, о сущности тварного космоса и человека, посреднице между Богом и тварным бытием.
В софиологии большое внимание уделяется связи Премудрости с идеальной сущностью человечества («Душой мира»), с Церковью как Телом Христовым, преображением и обожением твари через соединение с Богом в Софии. Софиология стремится объяснить тайну творения, его изначальную премудрость и цель — преображение через Христа Софию.
Современное православное богословие относится к софиологии неоднозначно, признавая Богословие как учение о Божественной Премудрости, но отвергая ряд антропософских идей некоторых софиологов как неправославные. Тем не менее, софиология остается ценным вкладом в развитие христианской философской мысли.