Энциклопедия

Бла́гость

Бла́гость#nbsp;— сущностное свойство Божье, которое выражается в#nbsp;абсолютной доброте Всесовершенного Бога. В#nbsp;отношении тварей это свойство проявляется в#nbsp;том, что Бог готов и#nbsp;подает им#nbsp;столько благ, сколько они могут принять в#nbsp;соответствии с#nbsp;их#nbsp;природой и#nbsp;состоянием, желая для них только добра.

Однако возникает вопрос: если Бог такой благ, почему тогда говорится, что на#nbsp;Страшном Суде многие грешники будут осуждены? Почему Бог не#nbsp;может просто простить всех? Этот вопрос беспокоит и#nbsp;продолжает беспокоить многих мыслителей. Некоторые предполагают, что все люди будут спасены в#nbsp;конечном итоге. Однако святоотеческая литература содержит много утверждений, указывающих на#nbsp;то, что некоторые люди будут осуждены на#nbsp;Страшном Суде и#nbsp;подвергнуты вечным мукам. Это соответствует словам Христа: «Не#nbsp;всякий, говорящий Мне: 'Господи! Господи!', войдет в#nbsp;Царство Небесное, но#nbsp;исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Дело в#nbsp;том, что спасение грешников нельзя свести к#nbsp;простому изменению Божьего настроения с#nbsp;гнева на#nbsp;милость. Святые отцы учат, что путь к#nbsp;личному спасению связан с#nbsp;внутренним духовно-нравственным преображением человека и#nbsp;формированием в#nbsp;нем таких качеств и#nbsp;стремлений, которые позволят ему свободно и#nbsp;охотно жить по#nbsp;нормам святости. Эти качества и#nbsp;стремления развиваются через жизнь в#nbsp;соответствии с#nbsp;учением Христа, в#nbsp;общении с#nbsp;Ним. Однако если человек, ведя земную жизнь, не#nbsp;приобрел любовь к#nbsp;Богу и#nbsp;ближним, любовь к#nbsp;добру, а#nbsp;наоборот, стал эгоистом или гордецом, питает отвращение к#nbsp;Божьему закону и#nbsp;предпочитает греховные удовольствия, то#nbsp;что он#nbsp;будет делать в#nbsp;Раю? По#nbsp;мнению некоторых отцов Церкви, такие осужденные будут стремиться укрыться от#nbsp;Божественного света, который для них станет невыносимым.
Б