Энциклопедия

Икос

Икос (от#nbsp;греческого «икос»#nbsp;— «дом», «обитель»)#nbsp;— это торжественное церковное песнопение, прославляющее определенного святого или праздничное событие. Икосы входят в#nbsp;состав акафистов и#nbsp;неразрывно связаны с#nbsp;другими их#nbsp;частями#nbsp;— кондаками.

Икос представляет собой более развернутое и#nbsp;пространное изложение той#nbsp;же темы, которая кратко излагается в#nbsp;предшествующем кондаке. Если кондак#nbsp;— это тезис или тема, то#nbsp;икос#nbsp;— ее#nbsp;раскрытие и#nbsp;развитие. Поэтому икос всегда следует после кондака и#nbsp;никогда не#nbsp;исполняется отдельно.

Икосы и#nbsp;кондаки схожи по#nbsp;содержанию, изложены одним размером (метрическим строем), часто завершаются одинаковыми заключительными словами и#nbsp;поются на#nbsp;один церковный глас или распев. Однако икос значительно более объемен, нежели кондак.

В#nbsp;структуре акафиста икосы чередуются с#nbsp;кондаками, составляя единую хвалебную композицию. После первого кондака, провозглашающего тему акафиста, следуют 12 или 24 икоса, развивающих эту тему и#nbsp;воздающих все большую хвалу прославляемому лицу или событию.

Традиционно икосы делятся на#nbsp;несколько частей, начинаются вступительным возгласом «Радуйся!» и#nbsp;завершаются припевом, обращенным к#nbsp;центральному образу акафиста. Так, в#nbsp;Акафисте Пресвятой Богородице каждый икос заканчивается славословием: «Радуйся, Невесто Неневестная!»

Самым известным создателем икосов и#nbsp;кондаков является византийский церковный поэт V#nbsp;века Роман Сладкопевец, составивший около тысячи таких песнопений. Его творения высоко ценились за#nbsp;поэтическую красоту и#nbsp;глубокий богословский смысл.

Торжественные и#nbsp;исполненные глубокого символизма икосы играют важную роль в#nbsp;акафистном богослужении, помогая всецело прославить подвиг святого или величие церковного праздника.
И