Энциклопедия

Единосущие

Единосущие (греч. ὁμοουσιότης; лат. consubstantialitas) — это ключевое понятие в православном богословии, которое отражает единство природы Лиц Пресвятой Троицы, а также единство человеческой природы Иисуса Христа и всех людей.

Понятие «единосущие» было принято и утверждено в православном понимании на Никейском Соборе 325 года, который стал известен как I Вселенский Собор. Основой Никейской веры были понятия homoousios (единосущный) и ek tes ousias (из сущности). Оба понятия подчеркивали единство Отца и Сына, существующего предвечно из сущности Отца, имеющего одну сущность с Ним. Символ веры Никейского Собора говорил о вере в «единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, Которым все приведено в бытие».

После Никейского Собора понятие «единосущие» приобрело другое значение. Великие Каппадокийцы (св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий) использовали понятие «сущность» (греч. ousia) для обозначения божественной природы в целом и понятие «ипостась» для обозначения индивидуального существования. Таким образом, понимание единосущия было расширено и применено к Божественной сущности, которая является общей для всех трех Лиц Пресвятой Троицы.

Великие Каппадокийцы учат о Божественной сущности как о единичной и единой. Божественная природа трех Ипостасей является одной и нераздельной. Они всегда существуют как Единое, несозданное, невидимое, непостижимое. Одновременно Три Лица являются Единицей в Троице и Троицей в Единице.

Единосущие Ипостасей Пресвятой Троицы означает их сопричастность, взаимопроникновение и неотделимое общение. Они существенно пребывают друг в друге, как говорит св. Кирилл Александрийский. Это природное сопричастие Ипостасей подразумевает единство Божественной жизни, выражающееся в совершенном единстве Божественной воли и действий. В то же время, неотделимое взаимодействие Ипостасей не устраняет их индивидуальные особенности и сохраняет их отдельное существование.

Понятие «единосущие» также используется в православном богословии для описания «двойного единосущия» Богочеловека, где Он является единосущим с Отцом по Божеству (как Ипостась Сына), а также единосущим с человечеством по человеческой природе. В Христе, объединившем две природы, Бог явился истинным Богом и истинным человеком. Он имеет полностью человеческую природу — единосущное человечеству тело и душу, и во всем Он подобен нам, за исключением греха. Как Бог, Он вечно рожден из сущности Отца и односущен Ему.
Е