Божественная сущность, также известная как Тейа Уси́я (греч. Θεία Οὐσία), является понятием, принятым в православном богословии для обозначения природы Бога, отличной от Его внешних действий. Она представляет собой онтологическое содержание Божественных Ипостасей.
Согласно учению Церкви, сущность Божества не может быть познана тварным миром. Святой Василий Великий указывает на то, что не существует ни одного понятия, способного полностью охватить и выразить всю природу
Бога. Он говорит: «Я знаю, что Бог существует, но что именно является Его сущностью, это выходит за пределы моего понимания».
По словам святого Григория Богослова, сущность Бога является «Святая Святых» и закрыта даже для серафимов. Попытка представить себе, что такое Бог, равносильна повреждению разума. Он утверждает, что Божественная природа подобна бесконечному и неопределенному морю, выходящему за пределы времени и природы.
Святой Григорий Нисский говорит о «великом и непроходимом расстоянии, разделяющем несозданную сущность от всего созданного». Подобно обширному морю, Божественная природа не дает никаких указаний на какое-либо начало. «Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, ни силой ума», объясняет святой Григорий. «Он превосходит все, что может быть познано не только человеком, но даже ангелами и всем творением».
Согласно святому Григорию Паламе, сущность Бога также непостижима не только для человеческого разума, но и для всего ангельского мира. Это связано с тем, что «Бог превосходит все существующее и находится выше всей природы».
Учение Церкви о непостижимости и трансцендентности Божественной сущности не отрицает возможность познания Бога, не умаляет его значения и не говорит о невозможности познать Бога. Несказуемая Божественная сущность, скрытая в таинственной тьме своего «сокровенного пребывания» (Дионисий Ареопагит), проявляет свои свойства в Божественных действиях или
энергиях. Именно через эти действия Бог открывается тварному миру как Творец и Провидец.
Согласно учению Церкви, сущность Божества не может быть познана тварным миром. Святой Василий Великий указывает на то, что не существует ни одного понятия, способного полностью охватить и выразить всю природу
Бога. Он говорит: «Я знаю, что Бог существует, но что именно является Его сущностью, это выходит за пределы моего понимания».
По словам святого Григория Богослова, сущность Бога является «Святая Святых» и закрыта даже для серафимов. Попытка представить себе, что такое Бог, равносильна повреждению разума. Он утверждает, что Божественная природа подобна бесконечному и неопределенному морю, выходящему за пределы времени и природы.
Святой Григорий Нисский говорит о «великом и непроходимом расстоянии, разделяющем несозданную сущность от всего созданного». Подобно обширному морю, Божественная природа не дает никаких указаний на какое-либо начало. «Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, ни силой ума», объясняет святой Григорий. «Он превосходит все, что может быть познано не только человеком, но даже ангелами и всем творением».
Согласно святому Григорию Паламе, сущность Бога также непостижима не только для человеческого разума, но и для всего ангельского мира. Это связано с тем, что «Бог превосходит все существующее и находится выше всей природы».
Учение Церкви о непостижимости и трансцендентности Божественной сущности не отрицает возможность познания Бога, не умаляет его значения и не говорит о невозможности познать Бога. Несказуемая Божественная сущность, скрытая в таинственной тьме своего «сокровенного пребывания» (Дионисий Ареопагит), проявляет свои свойства в Божественных действиях или
энергиях. Именно через эти действия Бог открывается тварному миру как Творец и Провидец.