Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Боже́ственные эне́ргии

Божественные энергии, также известные как нетварные энергии, представляют собой проявления Божественной сущности и действия Божьей природы, но не являются самой сущностью Бога.

Православная Церковь утверждает непознаваемость Божественной сущности, однако это не означает, что Бог полностью непознаваем. Хотя Его сущность непознаваема, Его можно познать через Его действия или энергии. Различение между Божественной сущностью и энергиями было замечено большинством греческих отцов и получило свое наиболее полное выражение у святого Григория Паламы. Это различие было официально закреплено в Актах Константинопольского собора в 1351 году.

Согласно святому Григорию и Соборным Актам, существует различие между сущностью и энергией. Божественная сущность не может быть причастной, она безымянна и неименуема, она едина, в то время как энергии могут быть причастными, именоваться, быть множественными и разнообразными. Однако единство Божественной сущности и энергий неотделимо, а различие нераздельно. Энергия сущности, являясь действием Троичного Божества, не вносит разделения в саму сущность и не нарушает ее простоту. К энергии также применимо имя «Божество», так как она сама является Богом.

Энергии Бога представляют собой нетварную Божественную благодать, исходящую из Божественной сущности. Именно через Божественные энергии христианский подвижник причащается. Из этого следует, что сама Божественная сущность становится одновременно непричастной и некоторым образом причастной человеку. «Когда мы говорим, что Божественная сущность причастна не сама по себе, а через свои энергии», — объясняет святой Григорий Палама, — «мы остаемся в рамках благочестия». Таким образом, различение между Божественной сущностью и энергиями обосновывает возможность причастия Божественной природы и открывает перспективу благодатного обожения человека.
Б