Энциклопедия

Псевдоэпиграфы

Псевдоэпиграфы#nbsp;— произведения с#nbsp;недостоверным указанием авторства, сделанным как по#nbsp;ошибке, так и#nbsp;намеренно. Происходящее от#nbsp;греческих слов «ψεῦδος»#nbsp;— «ложь» и#nbsp;«ἐπιγραφή»#nbsp;— «надпись», «заглавие»#nbsp;— слово «псевдоэпиграфы» обозначает «ложнонадписанные». Псевдоэпиграфы были широко распространены в#nbsp;античной литературе и#nbsp;стали частым явлением в#nbsp;христианской письменности.

Отдельно стоит упомянуть апокрифы, то#nbsp;есть псевдоэпиграфы, связанные с#nbsp;событиями и#nbsp;персонажами священной истории.

Апокрифы
Термин «апокриф», то#nbsp;есть «сокровенный», «тайный» ввели в#nbsp;оборот гностики#nbsp;II века. Они называли так свои тексты, содержащие, по#nbsp;их#nbsp;мнению, тайное знание, необходимое для спасения. Отцы Церкви стали употреблять это слово уже с#nbsp;другим значением: поддельное и#nbsp;ложное произведение. Блаженный Августин называл так книги, происхождение которых неизвестно отцам.

В#nbsp;соответствии с#nbsp;книгами Священного Писания, которым подражают апокрифы, их#nbsp;можно разделить на#nbsp;ветхозаветные и#nbsp;новозаветные. Большинство ветхозаветных апокрифов были написаны в#nbsp;дохристианское и#nbsp;раннехристианское время на#nbsp;древнееврейском и#nbsp;арамейском языках. Существуют прозаические ветхозаветные апокрифы, например, «Книга Иова» и#nbsp;поэтические ветхозаветные апокрифы, например, «Псалмы Соломона». Широко представлена среди них апокалиптическая тематика, такие как «Книги Еноха», «Сивиллины оракулы», «Трактат Сима», «Апокалипсис Софонии» и#nbsp;т.#nbsp;д.

Чтобы быть отнесенными к#nbsp;новозаветным апокрифам, текст должен иметь христианскую направленность, использовать уже известных героев и#nbsp;сюжеты из#nbsp;канонических книг Нового Завета, а#nbsp;также соответствовать им#nbsp;по#nbsp;жанру и#nbsp;названию. Таким критериям не#nbsp;отвечают гностические тексты, такие как «Апокриф Иуды», «Апокриф Иоанна», «Евангелие истины», «Евангелие Марии» и#nbsp;т.#nbsp;д.

Весьма распространены апокрифические Евангелия. Среди них следует отметить «Протоевангелие Иакова» (около 200#nbsp;г.), которое уделяет большое внимание жизни Божией Матери. Большой интерес у#nbsp;создателей апокрифов вызывало описание событий детства Господа Иисуса Христа. Пример такого произведения#nbsp;— «Евангелие Петра». «Евангелие от#nbsp;Петра» (первая половина#nbsp;II в.) повествует о#nbsp;Страстях Спасителя. «Евангелие Никодима» было написано в#nbsp;первой половине V в. с#nbsp;целью объединить различные свидетельства о#nbsp;Христе.

Апокрифические Деяния выделяются на#nbsp;большие, написанные во#nbsp;II—III#nbsp;вв., и#nbsp;малые, созданные на#nbsp;их#nbsp;основе в#nbsp;IV—VII#nbsp;вв. Деяния сохранились в#nbsp;основном в#nbsp;виде фрагментов, наиболее полно сохранились «Деяния Иуды Фомы» (первая половина III в.). Среди апокрифических посланий можно отметить «Третье послание Павла к#nbsp;Коринфянам», «Послание Павла к#nbsp;Лаодикийцам», знаменитую переписку св. апостола Павла с#nbsp;Сенекой. Апокалиписисы представлены не#nbsp;очень большим числом текстов, однако, среди них есть достаточно ранние, например «Откровение Петра» (первая половина#nbsp;II в.).
П