Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Евангелие

Слово Ева́нгелие. От греч. — благая весть, благовестие

Изначально, в классическом греческом языке, слово «евангелие» имело значение «воздаяние» или «благодарственная жертва» за радостную весть. Позже оно стало обозначать саму радостную весть. В религиозном контексте слово «евангелие» получило свой особый смысл. В Новом Завете оно употребляется в специфическом значении. В некоторых местах «евангелие» обозначает проповедь самого Иисуса Христа (Матфей 4:23, Марк 1:14−15), но чаще всего это относится к христианскому провозвестию — вести о спасении во Христе и проповеди этой вести.

Евангелие — это четыре книги Нового Завета, которые описывают жизнь, учение, смерть и воскресение Иисуса Христа. Книги эти названы по именам их авторов-составителей: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Среди 27 книг Нового Завета, Евангелия считаются законодательными.

Состав канонических книг Библии определен правилами Православной Церкви, включая 85 Апостольских Правил (IV век), 60 Правил Лаодикийского собора (364 год), 39-е послание Афанасия Великого о праздниках (IV век) и другие. Однако, уже к концу II века христиане признали структуру из четырех Евангелий. В дальнейшем, Святые Отцы и Учители Церкви написали толкования на Евангелия. Среди толковников можно упомянуть святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, и блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке.

Вынос Евангелия и его чтение являются одним из самых торжественных моментов православного богослужения, так как Иисус Христос повелел «проповедовать Евангелие всей твари» (Марк 16:15). Евангелие читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной Литургии, молебнов и других церковных служб. Для этой цели используется специальное богослужебное Евангелие. Богослужебное Евангелие разделено на фрагменты, называемые зачалами. В Евангелии по Матфею их 116, по Марку — 71, по Луке — 114, по Иоанну — 67.
Е