Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Бдение

  1. Ночная молитва.
  2. Состояние бодрствования, активации внимания и мобилизации внутренних сил, связанное с аскетической практикой.
  3. Всенощное бдение - это фрагмент названия регулярной храмовой службы, которая совершается в течение всей ночи.
  4. Наименование аскетической практики, связанной с осознанным ограничением продолжительности сна.

Согласно Священному Писанию, сердечная молитва является неотъемлемой частью дела спасения, и учение заключается в том, чтобы молиться непрестанно (1 Сол. 5:17). Однако это не означает, что каждый человек, присоединившийся к Церкви, лишен права на сон, так как во время сна невозможно поддерживать такую же активность, как при бодрствовании. Сам Иисус Христос, воплощение Божественного Спасения, отдыхал и спал во время своей земной жизни, хотя Он также мог молиться и ночью.

Примером может служить апостол Павел, который призывал своих слушателей к бодрствованию и отмечал, что сам он "непрестанно с слезами" учил их "три года день и ночь" (Деян. 20:31). В данном случае слово "непрестанно" не следует понимать буквально, как если бы святой Павел не допускал никаких перерывов, включая сон, и всегда был в слезах. Это выражение означает, что он учил непрерывно, настолько, насколько это было возможно.

То же самое можно сказать и о постоянной молитве в пути спасения. Для новообращенного христианина может быть сложно поддерживать постоянную молитву, так как он сталкивается с искушениями лености и физической слабостью. Даже апостолы, которых сам Иисус Христос избрал, несмотря на Его призыв к бодрствованию (Мф. 26:38) и укор за их ослушание (Мф. 26:40), засыпали, когда Он молился о чаше (Мф. 26:42).

Однако для тех, кто осознанно выбрал путь особого служения Богу, с возрастанием их духовного опыта и внутреннего преображения возрастает и способность и желание молиться. Их отношение к молитве меняется. То, что может показаться кому-то простым правилом, которое нужно читать утром и вечером просто потому, что "так положено", для них становится средством общения с Богом и единения с Ним. Их главное желание в аскетической жизни - быть вместе с Богом.

Поэтому они с радостью, хотя, конечно, не без борьбы со своей физической слабостью, молятся даже ночью. Таким образом, они больше других исполняют требование о постоянной молитве. В аскетической литературе отмечается, что результатом такой постоянной молитвы является то, что душевное состояние Божьих избранников во время сна соответствует духовному состоянию молитвенного бодрствования (это может проявляться даже в сновидениях).

Кроме того, некоторые подвижники отмечали, что невозможность молиться во время сна может быть компенсирована молитвами бодрствующих братьев и молитвами Церкви за ближних.
Б