Энциклопедия

Обитель

Обитель имеет несколько значений. Во-первых, это место, где живут и#nbsp;служат монахи и#nbsp;иноки, то#nbsp;есть монастырь. Во-вторых, в#nbsp;множественном числе это относится к#nbsp;местам, которые святым приготовлены в#nbsp;Царстве Небесном, где они пребывают (Иоанна 14:2), например, райские обители. В-третьих, обитель может быть местом особого Божьего присутствия (Псалом 25:8; Иоанна 14:23). И, наконец, обитель также может означать место проживания или пристанище для кого-либо.

Этимологически слово «обитель» связано с#nbsp;глаголом «обитать». В#nbsp;своем буквальном значении оно является синонимом таких слов, как пристанище, жилище, приют, кров, обиталище и#nbsp;место проживания. Однако в#nbsp;современной христианской практике эти узкие значения слова «обитель» закрепились, включая монастыри и#nbsp;места пребывания святых (райские обители).

Институт монашества, в#nbsp;современном понимании, сформировался впоследствии после написания священных текстов, из#nbsp;которых был сформирован канон Нового Завета. В#nbsp;Библии сам термин «обитель» не#nbsp;используется в#nbsp;отношении монашества. Однако слово «обитель» встречается в#nbsp;Священном Писании с#nbsp;другими значениями. Оно употребляется для обозначения места особого присутствия Божьего, где Божественная благодать проявляется особенным образом. Также оно может означать места, которые уготовлены праведникам в#nbsp;Царстве Божьем.

Например, в#nbsp;Псалме 25:8 говорится: «Господи! возлюбил я#nbsp;обитель дома Твоего и#nbsp;место жилища славы Твоей». Здесь «обитель дома» относится к#nbsp;скинии, переносному храму Божьему, и#nbsp;месту, где она находится.

В#nbsp;Ветхом Завете также используется понятие «обитель» для обозначения загробного мира в#nbsp;широком смысле. В#nbsp;Книге Товита 3:6 говорится: «Повели освободить меня от#nbsp;этой тяготы в#nbsp;обитель вечную и#nbsp;не#nbsp;отврати лица Твоего от#nbsp;меня». Здесь «обитель вечная» означает вечное место.

В#nbsp;Новом Завете термин «обитель» встречается в#nbsp;Евангелии от#nbsp;Иоанна, где он#nbsp;относится к#nbsp;местам, которые уготовлены святым в#nbsp;Царстве Небесном (Иоанна 14:2). Также в#nbsp;той#nbsp;же главе Евангелия от#nbsp;Иоанна есть уникальный случай использования термина «обитель» для обозначения места пребывания Бога в#nbsp;верующем или в#nbsp;доме верующего: «Иисус сказал ему в#nbsp;ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и#nbsp;Отец Мой возлюбит его, и#nbsp;Мы#nbsp;придем к#nbsp;нему и#nbsp;обитель у#nbsp;него сотворим» (Иоанна 14:23). В#nbsp;Евангелии от#nbsp;Луки также используется выражение «вечные обители» (Луки 16:9) для обозначения «Царства Божьего (Царства Мессии), которое пребудет вечно».
О