Энциклопедия

Стражи ночи

В#nbsp;древности, когда не#nbsp;было современных часов и#nbsp;привычного нам деления суток, ночь измерялась особым образом. В#nbsp;евангельские времена в#nbsp;Палестине ночь делилась на#nbsp;четыре равных стражи или интервала примерно по#nbsp;три часа каждый.

Первая стража начиналась с#nbsp;заходом солнца и#nbsp;длилась до#nbsp;глубоких сумерек, отсюда её#nbsp;название «вечер». Вторая стража охватывала период от#nbsp;сумерек до#nbsp;полуночи, поэтому именовалась «полночью». Третья стража продолжалась от#nbsp;polночи до#nbsp;первых петухов, отсюда её#nbsp;название «петлоглашение». А#nbsp;завершающая, четвёртая стража длилась от#nbsp;первых криков петухов до#nbsp;самого рассвета, который в#nbsp;те#nbsp;времена называли «утром».

Этот способ деления ночных часов упоминается в#nbsp;Евангелиях. Например, Христос говорит о#nbsp;грядущем Страшном суде: «Бодрствуйте, потому что не#nbsp;знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в#nbsp;полночь, или в#nbsp;пение петухов, или поутру» (Мк. 13:35).

В#nbsp;Ветхом Завете, до#nbsp;Вавилонского пленения, было принято деление ночи лишь на#nbsp;три стражи, как сказано в#nbsp;Плаче Иеремии и#nbsp;Книге Судей. А#nbsp;пророк-песнопевец Моисей упоминает стражу как образ быстротечности времени человеческой жизни: «Дни наши прошли в#nbsp;гневе Твоем; мы#nbsp;провели лета наши, как звук» (Пс. 89:5).

Деление дня у#nbsp;древних евреев также отличалось от#nbsp;привычного нам. Световой день разбивался на#nbsp;четыре равные части#nbsp;— первый, третий, шестой и#nbsp;девятый часы, отсчитываемые с#nbsp;6 утра. Таким образом, стражи и#nbsp;часы были своеобразными мерилами краткости человеческого бытия, напоминая о#nbsp;вечной жизни и#nbsp;суде Божием.
С