Энциклопедия

Знаменное пение

Знаменное пение, также известное как крюковое пение, является типом церковного пения, основанным на#nbsp;одноголосном хоровом исполнении композиции. Оно также известно как православное каноническое пение из-за своей древности и#nbsp;широкого распространения в#nbsp;Православии во#nbsp;времена Византийской империи, а#nbsp;также развития в#nbsp;рамках осмогласия.

Название «знаменное пение» происходит от#nbsp;слова «знамена» и#nbsp;его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение). В#nbsp;богослужебных книгах звуковые интервалы обозначались специальными знаками, называемыми «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки содержали информацию о#nbsp;мелодическом обороте (попевке, напеве). Для певца такие мелодические обороты служили образцами, которые он#nbsp;мог использовать для создания мелодий, в#nbsp;зависимости от#nbsp;времени и#nbsp;типа богослужения.

Знаменное пение было широко распространено на#nbsp;Руси с#nbsp;11 по#nbsp;17 век. Источником знаменного пения является византийская литургическая практика. В#nbsp;17 веке знаменное пение уступило место партесному пению. Мелодии знаменного распева использовались в#nbsp;своих сочинениях такими композиторами, как П.#nbsp;И.#nbsp;Чайковский, С.#nbsp;В.#nbsp;Рахманинов и#nbsp;другие. В#nbsp;настоящее время в#nbsp;Православной Церкви возникает интерес к#nbsp;знаменному пению и#nbsp;его возрождению.

Из книги «Храм, обряды, богослужения»

Знаменный распев, который был основным видом древнерусской монодической музыки в#nbsp;период с#nbsp;11-го по#nbsp;17-й век, получил свое название от#nbsp;знаков, используемых для его записи#nbsp;— «знамена». Источником для знаменного распева послужила поздневизантийская нотация (так называемая «Coislin»), а#nbsp;принцип организации музыкального материала был заимствован из#nbsp;византийской литургической практики#nbsp;— системы осмогласия. Мелодика знаменного распева основана на#nbsp;Обиходном звукоряде и#nbsp;отличается плавностью и#nbsp;уравновешенностью волнообразных линий.

В#nbsp;процессе развития знаменного распева появилось несколько его типов. Столповой знаменный распев, относящийся к#nbsp;невматическому стилю, характеризуется 2−3, иногда 4 тона на#nbsp;один слог (наиболее типичное количество тонов в#nbsp;одном знамене#nbsp;— невма). Встречаются также мелизматические вставки, известные как «фита». Столповой знаменный распев имеет богатый фонд мелодий#nbsp;— попевок, которые подчиняются определенным правилам в#nbsp;своей связи и#nbsp;последовательности. Ритмика столпового знаменного распева разнообразна. Он#nbsp;используется в#nbsp;основных певческих книгах, таких как Ирмологион, Октоих, Триодь, Обиход, Праздники. Малый знаменный распев, силлабического стиля, речитативный, предназначен для ежедневных служб. Он#nbsp;близок к#nbsp;старому знаменному распеву, встречающемуся в#nbsp;рукописях с#nbsp;11-го века. Большой знаменный распев, мелизматического стиля, возник в#nbsp;16-м веке; среди его создателей были распевщики Федор Крестьянин, Савва Рогов и#nbsp;их#nbsp;ученики. Большой знаменный распев отличается широкой внутрислоговой мелодичностью и#nbsp;свободной изменчивостью мелодического рисунка.

Знаменный распев послужил источником для развития путевого и#nbsp;демественного распева, а#nbsp;развитие знаков письменной нотации легло в#nbsp;основу путевой и#nbsp;демественной нотации. Мелодии знаменного распева использовались в#nbsp;многоголосном строчном пении и#nbsp;партесном пении (гармонизация на#nbsp;3−4 голоса). В#nbsp;1772 году Синодальной типографией были изданы нотные книги с#nbsp;песнопениями знаменного и#nbsp;других распевов, которые послужили основой для обработок и#nbsp;гармонизаций в#nbsp;19−20 веках. Такие композиторы, как М.#nbsp;И.#nbsp;Глинка, М.#nbsp;А.#nbsp;Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П.#nbsp;И.#nbsp;Чайковский обращались к#nbsp;гармонизации знаменного распева. Новые принципы обработки знаменного распева, разработанные А.#nbsp;Д.#nbsp;Кастальским и#nbsp;основанные на#nbsp;русском народно-песенном многоголосии, оказали влияние на#nbsp;творчество П.#nbsp;Г.#nbsp;Чеснокова, А.#nbsp;В.#nbsp;Никольского, А.#nbsp;Т.#nbsp;Гречанинова, С.#nbsp;В.#nbsp;Рахманинова (Литургия, Всенощное бдение и#nbsp;др.). Одноголосый знаменный распев сохранился до#nbsp;сегодняшнего дня у#nbsp;старообрядцев.

Фита#nbsp;— мелодическая формула мелизматического стиля, использовавшаяся в#nbsp;византийской и#nbsp;древнерусской музыке. В#nbsp;различных музыкальных памятниках встречаются фиты, обозначаемые сокращенно с#nbsp;помощью буквы «фита» греческого алфавита. С#nbsp;16-го века фиты начали записываться полностью с#nbsp;использованием простых знамен, часто с#nbsp;элементами тайнописи, что позволило их#nbsp;расшифровать. Фиты содержат развитые мелодические формулы разной продолжительности и#nbsp;распеваются на#nbsp;2−3 слога текста. Фиты используются только в#nbsp;начале или середине песнопений и#nbsp;наиболее широко распространены в#nbsp;стихирах особых торжественных праздников. Название фита, их#nbsp;нотация и#nbsp;разводы содержатся в#nbsp;древнерусских музыкально-теоретических руководствах#nbsp;— азбуках музыкальных и#nbsp;фитниках.

Крюки, также известные как знамена (славянское «знамя»#nbsp;— знак; латинское «neuma»), являются знаками древнерусской безлинейной нотации. Крюковая нотация (также известная как знаменная или столповая) происходит от#nbsp;ранневизантийской (палеовизантийской) нотации и#nbsp;является основной формой древнерусской музыкальной письменности. Развитие знаменной нотации можно разделить на#nbsp;3 периода: ранний (11−14 век), средний (15#nbsp;— начало 17 века) и#nbsp;поздний (с#nbsp;середины 17 века). Нотация первых двух периодов до#nbsp;сих пор не#nbsp;полностью расшифрована. В#nbsp;17 веке для записи высоты звуков появились киноварные и#nbsp;тушевые пометы, что сделало знаменную нотацию доступной для расшифровки. Существуют беспометные, пометные, одновременно пометные и#nbsp;призначные крюковые рукописи, в#nbsp;которых графически фиксируются мелодии в#nbsp;соответствии с#nbsp;мелодическими формулами разных масштабных уровней.
З