Трио́дь (греч. трипесенный) – это богослужебная книга, которая содержит тексты изменяемых молитвословий для подвижного годового богослужебного цикла. Название происходит от трехпесенных канонов, которые включены в эту книгу.
Триодь является одной из основных книг Православной Церкви и используется во время богослужений для чтения молитв и песнопений, которые изменяются в соответствии с церковным календарем. В ней содержатся тексты для различных церковных праздников, постов и других особых времен года.
Триодь играет важную роль в богослужебной практике Православной Церкви и помогает верующим воспевать и молиться в соответствии с церковным годовым циклом.
Триодь является одной из основных книг Православной Церкви и используется во время богослужений для чтения молитв и песнопений, которые изменяются в соответствии с церковным календарем. В ней содержатся тексты для различных церковных праздников, постов и других особых времен года.
Триодь играет важную роль в богослужебной практике Православной Церкви и помогает верующим воспевать и молиться в соответствии с церковным годовым циклом.
История
Триодь появилась в IX веке как отдельная книга, выделившаяся из Тропология — сборника VIII—IX вв.еков, который содержал только церковную гимнографию. Преподобный Феодор Студит составил комплект трипеснцев и других песнопений для седмичных дней Великого поста, что привело к избытку изменяемых песнопений, которые уже не могли уместиться в Тропологии. В результате была создана специальная книга — Триодь. Самая древняя сохранившаяся греческая Триодь датируется IX веком и находится в Библиотеке Академии наук.
На начальной стадии своего развития (греческие Триоди до XII века, славянские до XIII) Триодь была единой богослужебной книгой, охватывающей весь период от Великого поста до Пятидесятницы. Порядок расположения песнопений был пожанровым, где стихиры, каноны, кондаки и седален размещались отдельно. Ранние Триоди также имели вариативный состав, где различные рукописи содержали разные наборы песнопений.
После XII века в греческих Триодях (в славянских — после XIII века) был установлен современный состав и порядок песнопений, а также появилось деление на Постную и Цветную Триоди. В истории славянской Триоди было зафиксировано три варианта разделения: Студийский тип (до XIV века), Иерусалимский тип (XIV-XVII века) и Никоновский тип (с середины XVII века), где Цветная Триодь начинается с Пасхи. Интересно отметить, что при патриархе Никоне в середине XVII века было выпущено новое издание Постной Триоди сразу после переиздания Служебника.
На начальной стадии своего развития (греческие Триоди до XII века, славянские до XIII) Триодь была единой богослужебной книгой, охватывающей весь период от Великого поста до Пятидесятницы. Порядок расположения песнопений был пожанровым, где стихиры, каноны, кондаки и седален размещались отдельно. Ранние Триоди также имели вариативный состав, где различные рукописи содержали разные наборы песнопений.
После XII века в греческих Триодях (в славянских — после XIII века) был установлен современный состав и порядок песнопений, а также появилось деление на Постную и Цветную Триоди. В истории славянской Триоди было зафиксировано три варианта разделения: Студийский тип (до XIV века), Иерусалимский тип (XIV-XVII века) и Никоновский тип (с середины XVII века), где Цветная Триодь начинается с Пасхи. Интересно отметить, что при патриархе Никоне в середине XVII века было выпущено новое издание Постной Триоди сразу после переиздания Служебника.