Энциклопедия

Хлеб освященный

Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

Хлеб в#nbsp;Церкви#nbsp;— символ Христа. Об#nbsp;этом сказал Сам Христос: «Я#nbsp;есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то#nbsp;Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к#nbsp;полноте Божественной жизни в#nbsp;вечности.

И#nbsp;ещё хлеб#nbsp;— символ самой Церкви. Вот что говорится об#nbsp;этом в#nbsp;древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по#nbsp;холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от#nbsp;концов земли в#nbsp;Твое Царствие» (Дидахе, гл. 9).

Просфора своим происхождением уходит в#nbsp;первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то#nbsp;есть оливковое масло), воск для свечей#nbsp;— все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в#nbsp;особый список, который с#nbsp;молитвой провозглашали во#nbsp;время освящения Даров. Из#nbsp;этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и#nbsp;вина для преложения в#nbsp;Тело и#nbsp;Кровь Христову, из#nbsp;воска изготавливались свечи, а#nbsp;прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со#nbsp;временем в#nbsp;храмах стали специально выпекать просфоры, принимая в#nbsp;качестве пожертвования кроме обычных приношений и#nbsp;деньги.

Просфору можно получить за#nbsp;свечным ящиком после Литургии, подав до#nbsp;начала богослужения записку «О#nbsp;здравии» или «О#nbsp;упокоении». Имена, указанные в#nbsp;записках, читаются в#nbsp;алтаре, и#nbsp;за#nbsp;каждое имя из#nbsp;просфоры вынимается частица, поэтому такая просфора называется еще «вынутая».

В#nbsp;конце Литургии молящимся раздаётся антидор#nbsp;— части просфоры, из#nbsp;которой на#nbsp;проскомидии был извлечён Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от#nbsp;слов анти#nbsp;— вместо и#nbsp;дорон#nbsp;— дар, то#nbsp;есть точный перевод этого слова#nbsp;— вместодарие. «Антидор,#nbsp;— говорит святой Симеон Солунский,#nbsp;— есть священный хлеб, который был принесен в#nbsp;предложение и#nbsp;которого середина была вынута и#nbsp;употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копией и#nbsp;принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то#nbsp;есть Таин, тем, которые не#nbsp;причащались их».

А́ртос (от#nbsp;греч. ἄρτος — хлеб)#nbsp;— большая просфора с#nbsp;изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в#nbsp;день Пасхи, полагаемая затем в#nbsp;храме на#nbsp;аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и#nbsp;раздаваемая верующим утром после Литургии в#nbsp;Светлую субботу с#nbsp;целью благоговейного потребления. В#nbsp;память того, что Господь по#nbsp;Своем Воскресении многократно являлся апостолам и#nbsp;вкушал с#nbsp;ними пищу, апостолы и#nbsp;после Его Вознесения имели обычай оставлять за#nbsp;трапезой незанятым среднее место и#nbsp;полагать перед ним часть хлеба, как#nbsp;бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и#nbsp;представляет собой ныне употребляемый в#nbsp;Церкви артос. В#nbsp;продолжение Светлой седмицы он#nbsp;лежит в#nbsp;храме на#nbsp;аналое, перед иконостасом, а#nbsp;вне службы#nbsp;— перед открытыми Царскими вратами, напоминая о#nbsp;явлениях воскресшего Господа апостолам и#nbsp;о#nbsp;пребывании Его с#nbsp;нами. Сообразно с#nbsp;значением Пасхи, которая соединяет в#nbsp;себе события смерти и#nbsp;Воскресения Господа, на#nbsp;артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова. Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и#nbsp;каждением в#nbsp;день Светлого Христова Воскресения на#nbsp;Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на#nbsp;солее против царских врат на#nbsp;уготованном столе. После каждения вокруг стола с#nbsp;артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со#nbsp;словами «Благословляется и#nbsp;освящается артос сей окроплением воды сея священныя во#nbsp;имя Отца и#nbsp;Сына и#nbsp;Святаго Духа. Аминь».

Во#nbsp;все дни Светлой седмицы по#nbsp;окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с#nbsp;артосом. В#nbsp;монастырях он#nbsp;ежедневно поставляется на#nbsp;трапезу и#nbsp;полагается на#nbsp;особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В#nbsp;чине артоса поются тропари, в#nbsp;которых говорится о#nbsp;Воскресении Христа и#nbsp;о#nbsp;Его пребывании с#nbsp;нами.

В#nbsp;субботу Светлой седмицы в#nbsp;конце Литургии священник произносит особую молитву, во#nbsp;время чтения которой артос раздробляется, а#nbsp;при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы а́ртоса, полученные в#nbsp;храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от#nbsp;болезней и#nbsp;немощей. Артос принято употреблять в#nbsp;особых случаях, например, в#nbsp;болезни, всегда со#nbsp;словами «Христос Воскресе!»

Артос по#nbsp;благодати ниже антидора, но#nbsp;выше просфоры. То#nbsp;есть, если верующий захочет принять сразу артос, антидор и#nbsp;просфору, то#nbsp;сначала вкушается антидор, затем артос, а#nbsp;затем просфора. Святитель Иннокентий Херсонский перед раздачей артоса сказал: «Его следует употреблять с#nbsp;благоговением как святыню, но#nbsp;не#nbsp;следует придавать ему какое-либо большее значение. Некоторые думают, что этот хлеб может заменить божественное причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение#nbsp;— грешное, христианин должен знать и#nbsp;помнить, что ничто, никакая святыня не#nbsp;может заменить Пречистого Тела и#nbsp;Крови Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому нет никакой необходимости хранить целый год этот хлеб, как это делают некоторые, приписывая артосу значение, которого он#nbsp;не#nbsp;имеет. Это запрещено и#nbsp;церковной властью (Указом Св. Синода 1723#nbsp;г., 15#nbsp;июня)».
Х