В православной традиции учение о происхождении Святого Духа формулируется без добавления фразы «и от Сына» (лат. Filioque). Православные считают, что Святой Дух происходит только от Отца и не признают добавления фразы «и от Сына» в символ веры (Кредо) как догматически правильное.
Это разногласие по поводу Филиокве стало одной из причин разделения между Восточной и Западной Церквями, которое произошло в 1054 году и привело к Великому Восточному схизму. Римо-католическая церковь сохраняет традицию добавления фразы «и от Сына» в символ веры, в то время как православные церкви придерживаются исходного текста без этой фразы.
Таким образом, Филиокве является спорным богословским термином, который отражает различия в учении о происхождении Святого Духа между православием и римо-католицизмом.
Известно, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Отца и Сына, по словам самого Иисуса Христа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит; Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).
Символ веры, включая член о исхождении Святого Духа только от Отца, не может быть изменен. Церковь, в лице отцов II Вселенского Собора, установила запрет на любые изменения в Никейско-Цареградском Символе веры. Этот запрет был подтвержден впоследствии и другими соборами.
Значение вставки «и от Сына» имеет большое значение, потому что изменение догматического учения об исхождении Святого Духа приводит к искажению учения о Пресвятой Троице. Римская Церковь внесла это изменение, которое приводит к ложному представлению о Божественных Лицах. Православная Церковь настаивает на том, что Бог прост и Един. Сложность, которая присуща ограниченным существам, не применима к Безграничному Богу.
Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына появилось позже в Западной Церкви, возможно под влиянием учения святого Августина. Первоначально это учение распространилось в Испании и Галлии. Поправка «и от Сына» была утверждена на Толедском соборе в 589 году. Впоследствии она была подтверждена на других соборах, включая Ферраро-Флорентийский собор в 1439 году.
Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына было осуждено Православной Церковью как еретическое. Константинопольский Собор 1484 года торжественно осудил это учение и объявил анафему тем, кто придерживается этого учения. Протестантские церкви имеют разные позиции по этому вопросу, но большинство из них придерживаются учения об исхождении Святого Духа и от Отца и от Сына.
Это разногласие по поводу Филиокве стало одной из причин разделения между Восточной и Западной Церквями, которое произошло в 1054 году и привело к Великому Восточному схизму. Римо-католическая церковь сохраняет традицию добавления фразы «и от Сына» в символ веры, в то время как православные церкви придерживаются исходного текста без этой фразы.
Таким образом, Филиокве является спорным богословским термином, который отражает различия в учении о происхождении Святого Духа между православием и римо-католицизмом.
Известно, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Отца и Сына, по словам самого Иисуса Христа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит; Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).
Символ веры, включая член о исхождении Святого Духа только от Отца, не может быть изменен. Церковь, в лице отцов II Вселенского Собора, установила запрет на любые изменения в Никейско-Цареградском Символе веры. Этот запрет был подтвержден впоследствии и другими соборами.
Значение вставки «и от Сына» имеет большое значение, потому что изменение догматического учения об исхождении Святого Духа приводит к искажению учения о Пресвятой Троице. Римская Церковь внесла это изменение, которое приводит к ложному представлению о Божественных Лицах. Православная Церковь настаивает на том, что Бог прост и Един. Сложность, которая присуща ограниченным существам, не применима к Безграничному Богу.
Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына появилось позже в Западной Церкви, возможно под влиянием учения святого Августина. Первоначально это учение распространилось в Испании и Галлии. Поправка «и от Сына» была утверждена на Толедском соборе в 589 году. Впоследствии она была подтверждена на других соборах, включая Ферраро-Флорентийский собор в 1439 году.
Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына было осуждено Православной Церковью как еретическое. Константинопольский Собор 1484 года торжественно осудил это учение и объявил анафему тем, кто придерживается этого учения. Протестантские церкви имеют разные позиции по этому вопросу, но большинство из них придерживаются учения об исхождении Святого Духа и от Отца и от Сына.