Исихазм (от греч. ἡσυχία - безмолвие, молчание, покой, тишина) — это мистическое духовное учение и подвижническая практика, сформировавшиеся в рамках православного монашества.
Основная идея исихазма заключается в стремлении монаха к духовному безмолвию и самосозерцанию как средству обожения и достижения непрерывного созерцания Бога. Через сосредоточенное моление, умное делание и отрешенность от мирской суеты подвижник стремится обрести богообщение, единение с Богом.
Исихастская традиция подразумевает жизнь в уединении, отшельничестве, при полном или относительном молчании. Именно безмолвие (исихия) считается необходимым условием для очищения ума от страстей и достижения духовного просветления.
Важной практикой исихазма является умная (иисусова) молитва — непрестанное призывание имени Иисуса Христа с особой психофизической техникой сосредоточения. Сопровождаемое специальным дыхательным упражнением, это молитвенное правило помогает приводить ум и сердце в сосредоточенное состояние.
Исихазм как течение монашеской духовности берет начало с первых веков христианства, но его теоретическое обоснование было дано впервые византийскими богословами и подвижниками 14 века, такими как Григорий Палама, Григорий Синаит и другие. Именно в этот период происходили ожесточенные споры об исихазме.
После утверждения на Константинопольских соборах 1341, 1347 и 1351 годов учение исихастов было признано православным. Оно получило дальнейшее развитие на Афоне, Метеорах и других монашеских центрах.
В России исихазм распространился с принятием на Руси афонской традиции исихастского монашества. Выдающимися последователями исихазма были преподобные Нил Сорский, Паисий Величковский и другие подвижники.
До сих пор исихазм играет важную роль в православном монашестве, являясь одним из путей духовного деланиям молитвы и богопознания.
Основная идея исихазма заключается в стремлении монаха к духовному безмолвию и самосозерцанию как средству обожения и достижения непрерывного созерцания Бога. Через сосредоточенное моление, умное делание и отрешенность от мирской суеты подвижник стремится обрести богообщение, единение с Богом.
Исихастская традиция подразумевает жизнь в уединении, отшельничестве, при полном или относительном молчании. Именно безмолвие (исихия) считается необходимым условием для очищения ума от страстей и достижения духовного просветления.
Важной практикой исихазма является умная (иисусова) молитва — непрестанное призывание имени Иисуса Христа с особой психофизической техникой сосредоточения. Сопровождаемое специальным дыхательным упражнением, это молитвенное правило помогает приводить ум и сердце в сосредоточенное состояние.
Исихазм как течение монашеской духовности берет начало с первых веков христианства, но его теоретическое обоснование было дано впервые византийскими богословами и подвижниками 14 века, такими как Григорий Палама, Григорий Синаит и другие. Именно в этот период происходили ожесточенные споры об исихазме.
После утверждения на Константинопольских соборах 1341, 1347 и 1351 годов учение исихастов было признано православным. Оно получило дальнейшее развитие на Афоне, Метеорах и других монашеских центрах.
В России исихазм распространился с принятием на Руси афонской традиции исихастского монашества. Выдающимися последователями исихазма были преподобные Нил Сорский, Паисий Величковский и другие подвижники.
До сих пор исихазм играет важную роль в православном монашестве, являясь одним из путей духовного деланиям молитвы и богопознания.