Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Миро

Миро (греч. μύρον) — это:

  1. Ароматное вещество, которое состоит из смеси благовонных компонентов. В Древнем Завете оно упоминается как благовоние (1Пар.9:30). Миро используется для создания приятного аромата и олицетворяет благоухание и красоту.
  2. Святое миро — это особая ароматическая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол, которая используется в православной церкви при определенных священных обрядах. Это священное масло имеет особое значение и символизирует благодать и духовную силу.
  3. Чудотворное миро — это вещество, которое проявляет свойства мироточения. Оно считается особенно святым и имеет рputацию чудотворного. Люди приходят к нему с верой в исцеление и благословение.

Миро играет важную роль в религиозной практике и символизирует духовные аспекты, такие как благовоние, благодать и чудеса. Оно используется как средство для освящения и благословения верующих, а также для создания особой атмосферы во время богослужений и священных обрядов.

В современной практике использования мира в Православии есть несколько основных аспектов. Во-первых, миро применяется при совершении Таинства Миропомазания. Это священное действие, которое проводится не только для новокрещенных, но и для инославных христиан, которые присоединяются к православию. Миропомазание сопровождается помазанием миром и молитвой, призванными даровать благодать Святого Духа.

Второй аспект использования мира — это его применение при освящении храмов и антиминсов. Храмы, как священные места, должны быть освящены, чтобы стать местами богослужения и молитвы. Миро, освященное епископом, используется для этой цели. Также антиминс — священное полотно, которое устанавливается на алтаре храма, также освящается миром.

История Таинства Миропомазания уходит в апостольские времена. В первоначальной Церкви каждый новокрещенный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Однако с увеличением числа христиан такая личная встреча стала невозможной. В результате возникло Таинство Миропомазания, которое заменило рукоположение.

В Православной Церкви священник совершает Миропомазание, но само миро — благовонное масло — готовится епископом. В современной практике право приготовления мира принадлежит главе автокефальной Церкви, такому как патриарх или митрополит.

В Москве Патриарх Московский и всея Руси проводит церемонию мироварения примерно раз в два года. Освященное миро затем распределяется по приходам, чтобы каждый, становясь членом Церкви, получил благословение патриарха.

Церемония мироварения начинается с благословения Предстоятеля Русской Православной Церкви. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста епископ проводит водосвятный молебен и освящает приготовленные для мироварения вещества. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение двух следующих седмиц.

Церемония мироварения происходит в Малом соборе Донского монастыря в Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы Патриарх проводит молитвы на начало церемонии и разжигает огонь в печи с котлом вместимостью 350 литров. В этот день миро нагревается до кипения и затем варится на маленьком огне, постоянно перемешивая его. Процесс варки длится три дня: с понедельника до вечера, весь вторник и утро среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира проводится Святейшим Патриархом в Великий четверг после Евхаристического канона, при открытых Царских вратах, в Храме Христа Спасителя.

В Крестовом храме хранится сосуд — алавастр, в котором уже содержится освященное миро с апостольских времен. При освящении нового мира патриарх добавляет немного древнего мира в каждый сосуд из алавастра и пополняет его новоосвященным миром.
М