Теопасхитские выражения отражают взаимное перемещение имён Божественного и человеческого в страданиях Иисуса Христа. Они позволяют выразить идею о том, что Бог страдал на кресте.
В христианской традиции было несколько еретических учений, которые пытались разрешить вопрос о том, кто именно страдал на кресте. Несторианство утверждало, что страдал только человек Иисус, а Бог не участвовал в этих страданиях. Согласно докетизму, Господь был только Богом, и человеческое в Нем было лишь видимостью, поэтому Он на самом деле не страдал на кресте.
На IV Вселенском Соборе (451 год) было принято определение, которое подтверждало, что в единой личности Христа соединены Божественная и человеческая природа. Страдала не природа, а Личность Христа, и поскольку Личность Христа является Сыном Божьим, можно сказать, что страдал на кресте Сам Бог.
История теопасхитских формул связана с скифскими монахами, которые прибыли в Константинополь в 519 году. Они представили формулу «Един из Троицы плотью пострадал» и требовали ее присоединить к определениям Халкидонского собора. Эта формула была поддержана папой и императором Юстинианом, который выразил учение об общении свойств во Христе в своем тропаре «Единородный Сыне…».
Таким образом, теопасхитские выражения помогают выразить веру в то, что Бог страдал на кресте через единую личность Христа, в которой соединены Божественное и человеческое. Эти выражения подчеркивают глубину и таинственность спасительного страдания Христа.
В христианской традиции было несколько еретических учений, которые пытались разрешить вопрос о том, кто именно страдал на кресте. Несторианство утверждало, что страдал только человек Иисус, а Бог не участвовал в этих страданиях. Согласно докетизму, Господь был только Богом, и человеческое в Нем было лишь видимостью, поэтому Он на самом деле не страдал на кресте.
На IV Вселенском Соборе (451 год) было принято определение, которое подтверждало, что в единой личности Христа соединены Божественная и человеческая природа. Страдала не природа, а Личность Христа, и поскольку Личность Христа является Сыном Божьим, можно сказать, что страдал на кресте Сам Бог.
История теопасхитских формул связана с скифскими монахами, которые прибыли в Константинополь в 519 году. Они представили формулу «Един из Троицы плотью пострадал» и требовали ее присоединить к определениям Халкидонского собора. Эта формула была поддержана папой и императором Юстинианом, который выразил учение об общении свойств во Христе в своем тропаре «Единородный Сыне…».
Таким образом, теопасхитские выражения помогают выразить веру в то, что Бог страдал на кресте через единую личность Христа, в которой соединены Божественное и человеческое. Эти выражения подчеркивают глубину и таинственность спасительного страдания Христа.