Ирмологий (от греч. «собрание ирмосов») — это богослужебная певческая книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из Октоиха (книги с неподвижными богослужениями) и праздничных канонов из Минеи (книги с подвижными богослужениями) и Триоди (богослужебных книг на подвижные периоды церковного года).
Ирмос (греч. εἱρμός - «связь», «последовательность») — это начальная песнь каждой из девяти библейских песен, входящих в каноны утрени. Катавасия — краткое заключение к каждой песни канона.
Как особая одножанровая певческая книга, включающая только ирмосы и катавасии, Ирмологий сложился в X веке в Византийской империи. Его появление было связано с развитием византийского церковного пения и потребностью объединить воедино все необходимые для богослужения ирмосы.
В Ирмологий вошли ирмосы всех гласов Октоиха, а также ирмосы двунадесятых и великих праздников из Минеи и Триоди. Порядок расположения материала соответствует последовательности церковного года.
Ирмологий имеет важное богослужебное значение, так как ирмосы используются для построения всего канона утрени с его многочисленными тропарями и являются ее стержнем. Зная ирмосы данного канона, можно петь и все остальные его песни.
В Русской Православной Церкви первый печатный Ирмологий был издан в 1659 году по благословению Патриарха Никона и использовался параллельно с рукописными певческими книгами вплоть до конца XVII века.
Помимо богослужебного употребления, Ирмологий представляет большой интерес как памятник древнерусской музыкальной культуры и книжного искусства. Многие рукописные Ирмологии отличаются великолепными миниатюрами и орнаментами.
Сегодня Ирмологий используется на клиросе наряду с другими певческими книгами. Знание и правильное исполнение ирмосов и катавасий важно для грамотного совершения богослужения и сохранения церковно-певческих традиций.
Ирмос (греч. εἱρμός - «связь», «последовательность») — это начальная песнь каждой из девяти библейских песен, входящих в каноны утрени. Катавасия — краткое заключение к каждой песни канона.
Как особая одножанровая певческая книга, включающая только ирмосы и катавасии, Ирмологий сложился в X веке в Византийской империи. Его появление было связано с развитием византийского церковного пения и потребностью объединить воедино все необходимые для богослужения ирмосы.
В Ирмологий вошли ирмосы всех гласов Октоиха, а также ирмосы двунадесятых и великих праздников из Минеи и Триоди. Порядок расположения материала соответствует последовательности церковного года.
Ирмологий имеет важное богослужебное значение, так как ирмосы используются для построения всего канона утрени с его многочисленными тропарями и являются ее стержнем. Зная ирмосы данного канона, можно петь и все остальные его песни.
В Русской Православной Церкви первый печатный Ирмологий был издан в 1659 году по благословению Патриарха Никона и использовался параллельно с рукописными певческими книгами вплоть до конца XVII века.
Помимо богослужебного употребления, Ирмологий представляет большой интерес как памятник древнерусской музыкальной культуры и книжного искусства. Многие рукописные Ирмологии отличаются великолепными миниатюрами и орнаментами.
Сегодня Ирмологий используется на клиросе наряду с другими певческими книгами. Знание и правильное исполнение ирмосов и катавасий важно для грамотного совершения богослужения и сохранения церковно-певческих традиций.