Алта́рь (отатинских alta и ara, что означает «возвышенный жертвенник») — это восточная, основная часть храма, где располагаются престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Обычно алтарь отделяется от остальной части храма иконостасом.
История алтаря православного храма уходит в древние времена христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликахняя часть, отделенная низкой решеткой или колоннами от остального пространства, содержала каменную гробницу (саркофаг) с останками святого мученика, считавшуюся святыней.
На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии — превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Само название «алтарь» свидетельствует о том, что еще в древности христианские алтари располагались на некотором возвышении по сравнению с остальной частью храма.
Изначально алтарь состоял из престола, который находился в центре алтарного пространства, кафедры (седалища) епископа и скамей для духовенства (Горнее место), расположенных против престола у стены в полукруглой абсиде алтаря. Жертвенник и сосудохранилище (ризница) находились в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. Затем жертвенник стал размещаться внутри самого алтаря, слева от Горнего места, если смотреть со стороны престола. Вероятно, в связи с этим изменялись и названия святых мест алтаря.
Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой, и название «престол» относилось к архиерейскому седалищу на Горнем месте. С переносом жертвенника, где приготовляются хлеб и вино для Таинства Евхаристии, внутрь алтаря оно стало называться в устной традиции жертвенником, Горнее место стало называться архиерейским седалищем, а сам престол стал именоваться жертвенником (трапезой).
История алтаря православного храма уходит в древние времена христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликахняя часть, отделенная низкой решеткой или колоннами от остального пространства, содержала каменную гробницу (саркофаг) с останками святого мученика, считавшуюся святыней.
На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии — превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Само название «алтарь» свидетельствует о том, что еще в древности христианские алтари располагались на некотором возвышении по сравнению с остальной частью храма.
Изначально алтарь состоял из престола, который находился в центре алтарного пространства, кафедры (седалища) епископа и скамей для духовенства (Горнее место), расположенных против престола у стены в полукруглой абсиде алтаря. Жертвенник и сосудохранилище (ризница) находились в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. Затем жертвенник стал размещаться внутри самого алтаря, слева от Горнего места, если смотреть со стороны престола. Вероятно, в связи с этим изменялись и названия святых мест алтаря.
Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой, и название «престол» относилось к архиерейскому седалищу на Горнем месте. С переносом жертвенника, где приготовляются хлеб и вино для Таинства Евхаристии, внутрь алтаря оно стало называться в устной традиции жертвенником, Горнее место стало называться архиерейским седалищем, а сам престол стал именоваться жертвенником (трапезой).