- подвесной светильник в виде чаши
- большой подсвечник, который ставят перед иконой в храме
- источник света в храме: свеча, подсвечник.
Кандило — это большой подсвечник, который стоит перед иконой в православном храме. В зависимости от количества свечей, которые находятся на подсвечнике, он может быть поликандилом или паникадилом. Если на подсвечнике расположено от семи до двенадцати свечей, то он называется поликандилом. А если на нем находится еще больше свечей, то он уже является паникадилом. Паникадила обычно подвешиваются в центре храма под куполом.
Поликандило (πολύς - многий и κανδήλα - свеча) — это большое кандило, многосвещник, то есть светильник, имеющий множество (традиционно 7 или 12) ветвей с местами для установки свечей или для вливания и возжигания елея. «Паникандило» (πάς - весь и κανδήλα - свеча) — всесвещник, светильник, имеющий более 12 гнезд для установки свечей. При этом паникандила обычно подвешивается в центре храма под куполом.
Для возжигания высоко подвешенных кандил и других светильников использовались специальные шесты с фитилем, пропитанным воском. Для гашения кандил применялись «гасилки», сделанные в виде небольших полых медных или железных конусов на длинной рукояти или железных щипцов. К нижней части кандила могли прикрепляться разнообразные подвески: ворварка с кистью из шелковых и золотых нитей, стеклянный шар, деревянное или металлическое яблоко, которое в XVII веке трансформировалось в перевернутую луковичную главку. К кандилу нередко подвешивались страусовые яйца как Воскресения Христова. Их приносили в храм вместе с пасхальными дарами и привешивали в нижней части кандила, а в греческих храмах помещали над светильниками.
Для напольного поликандила используются обычные свечи, которые продаются в церковной лавке. Нередко находящаяся в центре поликандила большая свеча делается не из воска, а из фарфора или металла (внутри пустая), и лишь сверху ее, внутри, помещается металлическая или стеклянная лампадка с горящим маслом. Это масло в некоторые дни на всенощных может употребляться для елеопомазания.
Кандила были широко распространены в древнем мире. Терракотовые и медные кандила различных форм в большом количестве были найдены в христианских катакомбах. Впоследствии они стали неотъемлемым атрибутом христианского храма. Византийские бронзовые и серебряные кандила V—VII вв. еков, подвешенные на трех цепях, изготавливались в виде сосудов полусферической, цилиндрической или фигурной формы, ваз с поддоном или с небольшими ножками. Поддон и ножки, крепящиеся в нижней части подвесных кандил, были необходимы для установки светильников на плоскость при заполнении их маслом и смене фитиля. Подобная конструкция подвесных на цепях бронзовых литых светильников была известна еще в искусстве Древнего Рима I века. Цепи византийских бронзовых кандил VI—XI вв. еков сводились к цепедержателю, кольцу или крюку. В начале XII века русский игумен Даниил писал, что во время паломничества в Иерусалим он видел кандила, в которые вливали масло и ставили фитили в оловянных держателях. Он же поставил на гробе Господнем «свое» кандило «от всей Русской земли» (см.: Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли).
Когда именно на Руси появилось первое напольное кандило, трудно сказать. Однако известно, что, по крайней мере, в XVI—XVII вв. еках напольные светильники использовались в новгородских храмах. Напольные кандила изготавливались в виде полусферических серебряных или медных чаш, которые часто крепились на высоких медных или оловянных стойках в виде балясин.