Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Святые места

Святые места предляют соб особые ма, где присутствует Божественная благодать и проявляется особое Божье присутствие. Они такжевляются местами, связанными с важнейшими событиями из истории общения Бога и человека.

Паломничество к святым местам является одной из форм внешнего выражения веры. Эта традиция уходит своими корнями во времена Ветхого Завета. Уже патриарх Иаков, после того как увидел во сне лестницу, ведущую в Небо, и Вседержителя, стоящего на ней, поставил памятный камень и возлил на него елей (Бытие 28:12-18). Также место чудесного перехода сынов Израиля через Иордан было отмечено памятными камнями (Иисус 4:5-6).

В Палестине было много таких памятных мест, которые напоминали сынам Израиля о Божественной благости и способствовали укреплению их веры. Христиане также почитали места, связанные со служением Иисуса Христа, такие как Вифлеем, гора Фавор, Гефсимания и Голгофа. Пророки уже предсказывали славу этих мест еще до событий, связанных с Иисусом (Михей 5:2; Исая 2:2-3).

Однако, несмотря на важность традиции паломничества, она не является необходимым условием спасения. Многие святые и подвижники, посвятившие свою жизнь монашеским подвигам, не практиковали паломничества. Они предпочитали оставаться в затворах монастырей, келлиях и пещерах, избегая мирских соблазнов и суеты.

Таким образом, паломничество к святым местам является благочестивой традицией, которая может быть угодна Богу, но оно не является обязательным условием для спасения. Верующий человек может прославлять Бога и следовать Ему как в паломничестве, так и в других сферах своей жизни.

Являются ли святые источником благодати?

Достаточно часто под святынями мы понимаем как особые географические места (например, освященные стопами Христа, окропленные кровью мучеников), так и особые предметы (например, связанные с богослужением, такие как иконы, образы Живворящего Креста и другие). В эту категорию также могут входить личные вещи, принадлежавшие прославленным святым.

Р святынь в жизни верующих трудно переоценить. С одной стороны, приобщение человека к святыням (через паломничество к святым местам или прикосновение к священным предметам) может оказывать субъективное влияние на него, способствуя богоугодному воодушевлению и формированию благочестивого настроения.

С другой стороны, святыни служат особыми средствами Божественной благодати. В этом следует видеть объективный фактор влияния святынь на жизнь верующих. Однако, иногда это положение интерпретируется так, будто сами святыни источают Божественную благодать, будто они сами по себе являются святыми.

Чтобы не стать жертвой подобных иллюзий, необходимо помнить, что Источником благодати, в точном значении слова, является не сам предмет, а Господь. И именно Он (оть и опосредованно) дарует благодать верующим.

Характерным поучительным примером может служить случай с Елисеем, ветхозаветным пророком, учеником Илии.

Незадолго до взятия Илии на Небо, Елисей стал свидетелем чуда. Когда они должны были перейти через Иордан, Илия снял свою милоть и ударил по водам реки, и они расступились (4 Царств 2:8). Это чудо дало им возможность перейти Иордан посуху. После того, как Илия был вознесен на огненной колеснице, Елисей остался один, но у него осталась милоть учителя (4 Царств 2:13).

Елисей видел, что после удара Илия своей милотью по воде, они разошлись. Возвращаясь, он решил повторить это действие. Милоть учителя была в его руках, но когда он ударил ею по воде, чудо не повторилось: воды не разошлись (4 Царств 2:14).

Не получив ожидаемого результата, Елисей воззвал к Богу: "Где Бог Илиин Аффо?" (4 Царств 2:14). Затем он снова ударил милотью по воде. На этот раз воды разделились, и Елисей смог перейти Иордан по обнажившемуся дну.

Этот случай объясняется следующим образом. Елисей правильно связывал чудо, совершенное Илией, с милотью. Однако, хотя Бог благоволил явить чудо через милоть в первый раз, Творцом чуда был сам Бог. И чтобы у Елисея не возникало сомнений на этот счет, Бог разделил воды только после его молитвы (4 Царств 2:14).

Как видно из примера, связь между чудом и милотью существует. Однако очевидно, что не сама милоть, а Бог, через молитву Елисея, совершил это чудо.
С