Библейские песни — это девять текстов из Библии, которые традиционно исполнялись на утреннем богослужении и имеют историческую и структурную связь с каноническими песнями.
Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреев через Красное (Чермное) море (Исх. 15:1−19). Вторая песнь — песнь Моисея перед своей смертью, в которой он напоминает евреям о наказании, которое они привлекают на себя, отступая от Бога (Втор. 32:1−43). Третья песнь — песнь Анны, матери пророка Самуила (1Цар. 2:1−11). Четвертая песнь — песнь пророка Аввакума, в которой он прославляет Господа (Авв. 3:1−19). Пятая песнь — фрагмент из так называемого «великого апокалипсиса Исаии» (Ис. 26:9−19). Шестая песнь — песнь пророка Ионы, которую он исполнил в чреве кита (Ион. 2:3−10). Седьмая и восьмая песни — песни трех еврейских отроков, которые были брошены в печь за отказ поклоняться языческим богам, но остались невредимыми (седьмая — Дан. 3:26−56, восьмая — Дан. 3:67−88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая песнь — песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душа Моя Господа» (Лк. 1:46−55) и песнь Захарии о рождении сына, Иоанна Крестителя (Лк. 1:68−79).
Самые древние упоминания о использовании библейских песен в богослужении относятся к IV веку. Особенно часто упоминается песнь трех отроков, о которой святитель Иоанн Златоуст говорит, что ее поет «вся вселенная». Также часто упоминаются песни Моисея. На ранних этапах библейские песни были неотъемлемой частью богослужения и рассматривались как продолжение Псалтири. В V—VI вв.еках список библейских песен был расширен до 15 песен, включая песнь Исаии о винограднике, молитву царя Езекии, молитву Манассии, песнь праведного Симеона Богоприимца и великое славословие. Однако в VII веке список сократился до девяти песен, который сохранился до наших дней. Это было сделано с целью превращения библейских песен в своего рода 21-ю кафизму. В константинопольском кафедральном богослужении и в некоторых палестинских рукописях расширенный список сохранялся до X века.
С появлением XVI века сами библейские песни постепенно вышли из употребления в богослужении. В настоящее время они исполняются/читаются только на утренних богослужениях во время Великого поста. В остальных случаях эти песни используются только в некоторых храмах и монастырях по особому решению настоятеля.
После X века вторая песнь (великая песнь Моисея, Втор. 32) фактически исключена из состава библейских песен, хотя формально она все еще включена в список и печатается во всех книгах. Она перестала петься в Константинополе, и соответственно была исключена из большинства канонов. В настоящее время вторая библейская песнь поется всего 6 раз в году — по вторникам Святой Четыредесятницы.
Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреев через Красное (Чермное) море (Исх. 15:1−19). Вторая песнь — песнь Моисея перед своей смертью, в которой он напоминает евреям о наказании, которое они привлекают на себя, отступая от Бога (Втор. 32:1−43). Третья песнь — песнь Анны, матери пророка Самуила (1Цар. 2:1−11). Четвертая песнь — песнь пророка Аввакума, в которой он прославляет Господа (Авв. 3:1−19). Пятая песнь — фрагмент из так называемого «великого апокалипсиса Исаии» (Ис. 26:9−19). Шестая песнь — песнь пророка Ионы, которую он исполнил в чреве кита (Ион. 2:3−10). Седьмая и восьмая песни — песни трех еврейских отроков, которые были брошены в печь за отказ поклоняться языческим богам, но остались невредимыми (седьмая — Дан. 3:26−56, восьмая — Дан. 3:67−88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая песнь — песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душа Моя Господа» (Лк. 1:46−55) и песнь Захарии о рождении сына, Иоанна Крестителя (Лк. 1:68−79).
Самые древние упоминания о использовании библейских песен в богослужении относятся к IV веку. Особенно часто упоминается песнь трех отроков, о которой святитель Иоанн Златоуст говорит, что ее поет «вся вселенная». Также часто упоминаются песни Моисея. На ранних этапах библейские песни были неотъемлемой частью богослужения и рассматривались как продолжение Псалтири. В V—VI вв.еках список библейских песен был расширен до 15 песен, включая песнь Исаии о винограднике, молитву царя Езекии, молитву Манассии, песнь праведного Симеона Богоприимца и великое славословие. Однако в VII веке список сократился до девяти песен, который сохранился до наших дней. Это было сделано с целью превращения библейских песен в своего рода 21-ю кафизму. В константинопольском кафедральном богослужении и в некоторых палестинских рукописях расширенный список сохранялся до X века.
С появлением XVI века сами библейские песни постепенно вышли из употребления в богослужении. В настоящее время они исполняются/читаются только на утренних богослужениях во время Великого поста. В остальных случаях эти песни используются только в некоторых храмах и монастырях по особому решению настоятеля.
После X века вторая песнь (великая песнь Моисея, Втор. 32) фактически исключена из состава библейских песен, хотя формально она все еще включена в список и печатается во всех книгах. Она перестала петься в Константинополе, и соответственно была исключена из большинства канонов. В настоящее время вторая библейская песнь поется всего 6 раз в году — по вторникам Святой Четыредесятницы.