Аллилуиа́рий (от греческого «άλληλουιαριον» от слова «аллилуйя») — это набор стихов псалмов (иногда библейских песен), которые произносятся и воспеваются на литургии после чтения Апостола, сопровождаясь пением «аллилуйя».
Изначально аллилуиарий содержал только один стих псалма, помимо слова «аллилуйя», но позже появились аллилуиарии с двумя или тремя стихами. В отличие от прокименов, полные тексты псалмов никогда не включались в аллилуиарий.
Обычно аллилуиарии состоят из стихов, взятых из одного псалма; часто это начальный стих и характерный стих из середины псалма, иногда в противоположном порядке, как и у прокименов. Например, на церковном Новолетии сначала произносится вводный стих псалма 64, затем — из его заключительной части, соответственно «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме» и «Благословиши венец лета благости Твоея». Иногда стихи аллилуиария берутся из разных псалмов, например, на сырную субботу читаются Псалом 91:14 и Псалом 96:12. Редким является случай, когда аллилуиарий содержит три стиха (литургия Великого Четверга, вечерня Великой Пятницы, утреня Великой Субботы). В исключительных случаях стихи для аллилуиария могут быть взяты не из псалма, а из библейских песен, например, на Сретение Господне из Евангелия от Луки 2:29, 32 и на Рождество святого Иоанна Предтечи из Евангелия от Луки 1:68, 76.
Согласно Уставу, во время исполнения аллилуиария диакон производит каждение перед алтарем и иконостасом, что предшествует чтению Евангелия. На практике это каждение выполняется во время чтения Апостола.
Аллилуиарий исполняется в следующих богослужениях:
— на полных литургиях в течение года, за исключением литургии Великой Субботы, на которой он заменяется пением «Воскресни, Боже, суди земли…» со стихами из Псалма 81;
— на литургии Преждеосвященных Даров в случае полиелейного или храмового праздника;
— на вечернях Великой Пятницы, а также накануне Рождества Христова и Богоявления, когда великая вечерня совершается отдельно от литургии, если сам праздник приходится на воскресенье или понедельник;
— на утрене Великой Субботы;
— в тех чинопоследованиях и частных богослужениях, где предусмотрено чтение Апостола и Евангелия: освящение воды, таинства Крещения и Миропомазания, Брака, Елеосвящения, чины погребения.
Изначально аллилуиарий содержал только один стих псалма, помимо слова «аллилуйя», но позже появились аллилуиарии с двумя или тремя стихами. В отличие от прокименов, полные тексты псалмов никогда не включались в аллилуиарий.
Обычно аллилуиарии состоят из стихов, взятых из одного псалма; часто это начальный стих и характерный стих из середины псалма, иногда в противоположном порядке, как и у прокименов. Например, на церковном Новолетии сначала произносится вводный стих псалма 64, затем — из его заключительной части, соответственно «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме» и «Благословиши венец лета благости Твоея». Иногда стихи аллилуиария берутся из разных псалмов, например, на сырную субботу читаются Псалом 91:14 и Псалом 96:12. Редким является случай, когда аллилуиарий содержит три стиха (литургия Великого Четверга, вечерня Великой Пятницы, утреня Великой Субботы). В исключительных случаях стихи для аллилуиария могут быть взяты не из псалма, а из библейских песен, например, на Сретение Господне из Евангелия от Луки 2:29, 32 и на Рождество святого Иоанна Предтечи из Евангелия от Луки 1:68, 76.
Согласно Уставу, во время исполнения аллилуиария диакон производит каждение перед алтарем и иконостасом, что предшествует чтению Евангелия. На практике это каждение выполняется во время чтения Апостола.
Аллилуиарий исполняется в следующих богослужениях:
— на полных литургиях в течение года, за исключением литургии Великой Субботы, на которой он заменяется пением «Воскресни, Боже, суди земли…» со стихами из Псалма 81;
— на литургии Преждеосвященных Даров в случае полиелейного или храмового праздника;
— на вечернях Великой Пятницы, а также накануне Рождества Христова и Богоявления, когда великая вечерня совершается отдельно от литургии, если сам праздник приходится на воскресенье или понедельник;
— на утрене Великой Субботы;
— в тех чинопоследованиях и частных богослужениях, где предусмотрено чтение Апостола и Евангелия: освящение воды, таинства Крещения и Миропомазания, Брака, Елеосвящения, чины погребения.